Свято-Успенская Фролищева пустынь Нижегородской области

Обосновавшийся на одном из прибрежных холмов-полугорков реки Лух ныне действующий мужской монастырь-пустынь – объект со славной без малого 400-летней историей. В созвездии старейших святилищ православия этому красавцу-комплексу принадлежит исключительное место хотя бы потому, что называть его можно по-разному, оттолкнувшись от двух собственных имен – Фрол и Флор. Более ранним в паре Флорищи-Фролищи многие историки признают первый топоним, хотя победил в итоге второй.

Такой разнобой – следствие первоначальной путаницы, зафиксированной в самом давнем разрешительном документе-грамоте на официальное закрепление за братством пустынников-анахоретов территории посреди лесного массива, в тихом, удаленном от торговых путей местечке возле малоизвестного левого притока Клязьмы. Местность была откровенно глуха, безлюдна и не вызывала никакого интереса у случайно забредавших сюда с разными целями путников.

флорищева пустынь нижегородская область

Пока в их числе не оказался схимонах Мефодий, пожелавший уединиться и приведший за собою в дикий дотоле уголок небольшую группку чернецов-единомышленников: Варлаама, Макария, Иона. Это перемещение станет определяющим в хронологии Свято-Успенской Фролищевой пустыни – будущего центра православной ветви христианства в точке схождения земель Нижегородских с соседними Ивановской и Владимирской областями.

История Фролищевой пустыни: откуда что пошло и как строилось

Наиболее отдаленный от наших дней этап Свято-Успенского храмового комплекса связан с немногочисленными насельниками, облюбовавшими живописные Гороховецкие леса над синей гладью будто пришедшей из славянских сказаний озерной страны. И с отцами-первоустроителями обители – предмета нашего описания.

От Красногорья-Флорищей – к Успенским стенам: начальные планы и их воплощение

Впервые отшельники, покинувшие греховную, по их мнению, среду, замелькали меж хвойных стволов Флорищевой Красной горы в середине XVII века. Здесь их все устраивало: и бескрайнее спокойствие лесистых холмов, и близость раскинувшихся окрест водных просторов, и – самое главное – отсутствие шумных поселений на десятки верст вокруг. Плюс вопринимающаяся по-доброму основа названий здешних лесов-лугов-перелесков, что для Божьих слуг тоже немаловажно.

Свято-Успенский мужской монастырь Флорищева пустынь

Этимология имен-символов в этом свете достойна отдельного разговора, поскольку топонимический позитив в культовых проблемах – не абстрактный пункт. Версий об истоках наименований возвышенности, послужившей мнихам пристанищем, выдвигалось две, обе логичные и вполне правдоподобные. Что каждая из них представляла собой – ниже.

  1. Во-первых, обширный, вытянувшийся вдоль петляющего в низине речного русла берег-холм, будто воспаривший над сине-зеленым царством первозданной природы, на удивление красив и величествен. А оба члена словесной пары «красный-красивый», как известно, в древнерусском языке были взаимозаменяемы и использовались нашими предками в качестве синонимов.
  2. Во-вторых, почва тут преимущественно песчаная, но не скучного серо-желтого, а необычайно теплого, слегка красноватого и приятного глазу «благородного» оттенка.

Не исключено, что решение осесть в этих борах-рощах подкреплялась и более специфической причиной – рассказами странников о таинственном свечении, периодически исходившем от вершины кряжа на берегу Лух-реки. И о сопутствующих сиянию чудесах: благоухании и колокольном перезвоне. Восприняв подобные слухи как вещий знак, черноризцы решили не ограничить скромное житие свое парой-тройкой аскетических келий, а соорудить нечто более основательное – деревянную церквушку. Сколотили ее из бревен в 1651 году.

Идею же возвести обитель посерьезнее на благословенном участке, унаследовавшем от некоего первопоселенца Фрола-Флора (как в точности его звали, потомкам неведомо) наименование Флорищева гора, упорно продвигал соратник и последователь Мефодия-старца Иларион. Именно он сумел поддержать морально, укрепить духовно и по-человечески расположить к себе царя Федора Алексеевича, а затем и его сына-наследника – в те юные лета, когда царевич остро нуждался в мудрых советах и покровительстве.

монастырь Флорищева пустынь

В построенной монахами-келейниками церкви, которой при освящении присвоили имя Успения Пресвятой Богоматери, Иларион-святитель – сын священника Анания и от рождения Иоанн, появился в уже зрелом, 32-летнем возрасте. Встретили его радушно, в пустынножительство он погрузился охотно, легко влившись в общину. Но ненадолго: в 1654 году от страшной «моровой язвы» – чумы – умерли все братья-монахи. В одиночестве пережить холода было трудно, и пришлось переселиться поближе к мирскому очагу – сельцу Афанасьево.

Весной монах-одиночник вернулся в пустую церковь и вскорости расширил коллектив за счет ищущих безмолвия постриженников, простых мирян и паломников-богомольцев. Озадачивало единоверцев полное бездорожье и наметившаяся церковная реформа. Ее Иларион после раздумий и колебаний оценил, смирился с новациями – и вслед за тем управлял добродетельной и строгой службой в обители 27 лет. Удавалось ему это настолько хорошо, что в уважаемый храм приехал царь, а к подворью вскоре проложили дорогу.

Искренняя Иларионова обеспокоенность статусом, оформлением функций и прав побратимов-монахов, хозяйственно-бытовой проблематикой и вовлечением в обустройство церковно-монастырских зданий, а также прилегающих к ним угодий нашли отклик на высшем государственном уровне. Подвижничество вдохновителя и лидера преобразований завершилось переводом его в сан митрополита Суздальского-Юрьевского. Пустынь застраивалась, обретала целостность и расцветала.

монастырь фролищи нижегородская область

Именно при святом Иларионе был разработан и выстроен архитектурный ансамбль в его базовом виде. Праправнуки созерцают его по сей день – в отреставрированном и обновленном, правда, состоянии. Поэтапно же строительство разворачивалось так:

  • 1684 год ознаменовался построением и освящением Соборного храма-красавца (по-народному – Богородицкого).
  • 1681 год облегчил быт – хоздвор дополнился зимним трапезным храмом-палатой Святой Троицы.
  • В 1692 г. проем при въезде украсила лаконичная арка надвратной трехъярусной Петропавловской церкви-портала.
  • Завершающим штрихом стала угловая церковь соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Освятят ее уже в столетии Петра Великого, в 1703 году.

По распоряжению государеву расписывание храмного иконостаса поручили ведущему дворцовому изографу Симону Ушакову. Из-под его кисти вышли «Спас в силах», «Лик пресвятой Богородицы Киккской» и иные иконы-сюжеты местного и страстного ряда с изображениями девы Марии и великомучеников. В оригинальном исполнении и талантливых копиях полотен признанных мастеров иконописи. О самом же пастыре Иларионе-устроителе были составлены позже жизнеописания, рукописные и печатные.

XVIII-XIX столетия: расширение и становление монастырского хозяйства

Петровские новшества больно ударили по всем хозяйственно-трудовым направлениям монастырской деятельности. У заведения отобрали едва ли не все доходные и необходимые для обслуживания усадьбы владения – от пашен-сенокосов-мельниц-пасек до приспособленных для ловли рыбы и стирки белья мостков. Применили и ограничения на постриг, что дало толчок к резкому сокращению братьев-общинников и поставило заведение на грань закрытия.

Противостоять разбойным нападениям и стихийным бедствиям у монастыря теперь почти не было возможности – и перед смутой с пожарами его стены не устояли. Промышлявшие разбоем повстанцы разграбили внутренность ризниц-складов-пристроек, огонь дважды испепелял все без разбору. В 1770 году две церкви – больничную и оформляющую врата – пришлось даже восстанавливать с нуля. В общем, испытаний хватило с верхом – включая очередной мор 1771 г. – на этот раз холерный.

Роль защитника-спасителя последней дюжины монашествующих жителей полунищей пустыни-убежища сыграл в XVII Iвеке Борис Голицын – сподвижник царя-реформатора. Он пожертвовал на первостепенные нужды немалые деньги, а кроме того – драгоценную утварь, облачение и несколько любимых икон-копий, включая Цареградскую и Киево-Печерскую. Результатом его участия в благоустройстве Флорищенского святилища стал добротный каменный двухэтажный корпус-общежитие, благополучно доживший до сегодняшнего времени.

монастырь в поселке фролищи

На изломе XVIII-XIX веков в постепенно обретающую прежнее величие Фролищенскую пустынь потянулись монахи-паломники – соотечественники и служители из церквей-монастырей-лавр довольно далеких. Им не отказывали в приеме – наоборот, поощряли. Знания и прикладные таланты пришлых братьев-послушников, обладателей художественных и строительных навыков, помогли благоустроить храмы.

Детали убранства были продуманы до мелочей. Дорогие, расшитые золотыми нитями и украшенные каменьями ризы, оклады, книги в роскошных переплетах, красавец-иконостас – все это внушало благоговение и намекало на статусный характер сосредоточенных на просторном, старательно ухоженном участке церквей-палат-башенок и сооружений утилитарного назначения. В библиотеке хранились полторы с лишком тысячи книг и древних документов, страницы более 140 из которых были написаны от руки.

На рубеже XIX-XX веков искусники-монахи освоили технику формовки, отливки, отделки металлических изделий и наладили собственное колокольное производство. Звонницы обзавелись великанами-колоколами в 200 и 460 пудов. Более мелкий колокольный товар пользовался спросом и успешно расходился по окрестным городам-весям. Кузня и мастерские приносили постоянный доход, жизнь текла размеренно, поколения неутомимых, с творческой жилкой мастеров-келейников сменяли друг друга.

Вновь появлявшиеся чудо-иконы, стенная живопись на колоннах и сводах, престолы в узорах, рамы с золоченой вязью были теперь плодом творчества местных палехско-боголюбовских художников Николая Сафронова, Ивана Шорохова, опытных резчиков по дереву, мастеров инкрустации. Хозяйничали тут образцово, порядок соблюдался идеально. Свои кузня, конюшня, водопровод с водокачкой, солидный парк сельхозтехники облегчали трудоемкие операции.

Благолепие внутреннее и внешнее радовало взор, мудрость и организованность архимандритов были очевидны, все блистало и олицетворяло неземной покой. Уважение прихожан и многочисленных паломников были безграничны, божественные литургии совершались регулярно – как и июньско-августовские крестные ходы. Праздники отличались  торжественностью. Добро витало и растворялось в воздухе, над кронами сосен и берез…

Флорищева пустынь - святой источник

XX век: потрясения, потери и разочарования

Размеренно-спокойное существование вечно длиться не может – и топтавшийся на пороге век двадцатый это ярко проиллюстрировал, перевернув «конструкцию» с ног на голову. Война с японцами, кровавый 1905-й, пробы либерального реформаторства, разгул террора и общеевропейский военный кошмар – слишком концентрированный и наполненный контрастами клубок событий для того, чтобы не отразиться на патриархально-церковном укладе негативно, ожесточив умы и сердца.

Но если в канун революции социально-духовный кризис действовал изнутри, подталкивая духовенство к целенаправленному прославлению русского оружия и воспеванию подвига умиравших на поле брани солдат и офицеров, то октябрь 1917 ударил со всех сторон одновременно, разладив все. Богоборческая политика вытравливала понятие веры, лишала церковников малейшей надежды на социально-правовую защиту, национализировала имущество сакральных структур.

Пустынь-во-Фролищах преобразовали в коммуну, потом в совхоз, а после его развала – в подсобный склад-хозяйство, который тоже не замедлил развалиться. Явная бесхозность подтолкнула крестьян к самозахватам и вспашке земельных наделов. Содержимое храмов-келий-пристроек было изъято и передано Владимирскому музею краеведения. Следующими шагами по «переустройству» стало заселение жилых домов лесозаготовителями и снятие колоколов.

Заключительным в цепи печальных метаморфоз оказалось переподчинение монастыря в 1930 г. военному ведомству. Зеленый лоскут стал учебным плацдармом, келейно-трапезный блок – казармами и столовой, а больница – санчастью. Согласно новому административно-территориальному делению, описанные процессы происходили уже не во Владимирской губернии, а на северо-западе Нижегородчины, в Володарском районе. За армейскими подразделениями эти площади числились до 90-х годов.

Третье тысячелетие: возрождение

Воинский период завершился в начале 1990-х. В 1992 обитель-крепость была передана Русской церкви. Верующие сплотились и заново организовали церковную общину. Проект по сохранности полуразрушенных композиционных элементов прихода вступал в действие. Один за другим настоятели Елевферий Кончуров, Геннадий Гаврилов и сменивший их впоследствии Николай Большаков готовили монастырь к торжественному открытию в 2005 году.

Решение продолжить традиции монашества было принято в апреле того же года. Возобновилось крестохождение, расписали последовательность ремонтно-восстановительных мероприятий – и работа закипела. Упорядочили старинное кладбище, облагородили могилу князя Голицына, отслужили лития по отцам-создателям и благоустроителям легендарной пустыни-уникума, прекрасная оболочка и возвышенная суть которой ожидали обновления.

мужской монастырь фролищи

Организовали выставки, провели конференции, выслушали доклады священнослужителей-ученых – и приступили к реализации планов по приведению всех компонентов ансамбля-сказки в подобающий вид. К Святотроицкому празднику 2008 года на звоннице закрепили гранд-колокол весом почти в тонну, докомплектовав «мелодичную» компанию набатами помельче. Укрепили фундамент собора Божией Матери, отремонтировали стены со сводами, утеплили полы, перестелили кровлю и вставили окна.

Кладочники и живописцы занялись сооружением перегородок и росписью алтарей. Образцами для них избрали византийскую иконографию XII века. По окончании всех работ зимой 2012 епископ Выксунский-Павловский Варнава провел церемонию освящения храма-башни над вратами проездной арки. Следующим в очереди был собор-символ как креугольный камень и фокус целостной композиции. Пятиглавый храм с позолоченной маковицей центральной башенки и хороводом из четырех бирюзовых луковок в «звездах» преобразился до неузнаваемости.

День нынешний: что можно увидеть

Результаты трудов современных зодчих и художников-реставраторов поражают. В план-схему рукотворных достопримечательностей входят не менее двадцати реалий и их фрагментов.

Храмы и часовни

  • Успенский собор Пресвятой Богородицы – многоярусный, о пяти главах, правильной кубической формы, с западным и восточным порталами.
  • Церкви: а) Троицы Живоначальной с несколькими пристройками; б) въездная надвратная апп. Петра, Павла и Ефрема Сирина; в) преподобных иноков-подвижников Савватия и Зосимы Соловецких.
  • Белоснежная 49-метровая колокольня с часами-курантами под пирамидальной верхушкой, увенчанной золотистой маковицей.

флорищевой пустыни успенский собор

Сопутствующие постройки

  • Корпуса настоятельский и казначейский с трапезной палаткой (или, скорее, продолжением-пристройкой).
  • Больничный, хозяйственный, рухлядный и келейный корпуса-блоки при Центральном и Южном въездах – с фасадами, напоминающими греческие крепостные стены.
  • Приземистая Просфорная келья-кладовка, вместе со сторожевой башней и кузницей при Голицынском доме обозначившая углы емкой площадки-подворья.
  • Кроме перечисленных единиц, приведены в порядок вместительные погреба и братский кладбищенский сектор со скромной могилкой монаха-постриженника Боголепа (в миру – боярина-воеводы Голицына). Прилично выглядит расположившийся рядом странноприимный дом в комплекте со скотным и конюшенным дворами.
  • Из изолированных объектов-памятников интерес представляют часовенный столп-символ на месте деревянной Петропавловской церкви-прародительницы, справа от входа, и колоритная трехэтажная водонапорная башня с узкими окнами-бойницами. Ограждающая башенно-стенная линия продолжает реконструироваться.

Близлежащая территория притягательна ничуть не менее внутримонастырского подворья и также заслуживает описания. Но до него напомним: расписание службы в монастыре соблюдается в строгости, по утрам (8.00-10.00) и вечерам (17.00-21.00). Двери для гостей распахнуты, за посещение денег не берут. Тематику экскурсионной программы выбирают на входе. Видео- и фотосъемка святынь платные. Женщин просят заходить внутрь с покрытой головой – и не в джинсах, а в юбке.

Поселок Фролищи, природа, окрестности

Один из самых чувствительных для путешественников вопрос – как добраться до свят-мест (подразумеваются маршруты из Нижнего Новгорода). Ответов как минимум три.

Как доехать: советы

На автомобиле

Большинство избирает трассу М-7 в сторону столицы. Схематически это выглядит так: выехав в направлении Москвы, через 4 км поверните на Мулино (там есть указатель направо, на монастырь). Миновав эффектный поклонный крест, держите путь по главной бетонированной трассе до пос. Центральный (26-27 км). Его сменят Фролищи, – недавно к ним заасфальтировали дорогу. Покрытие выполнено наспех, но годик-другой продержит – так что поспешите!

дорога во флорищеву пустынь

Белокаменную, с зелено-бирюзовыми крышами красавицу-пустынь заметите издали, а перезвон колоколов услышите гораздо раньше.

На автобусе либо маршрутке

Это поездка с пересадкой в промежуточном пункте – Дзержинске, к которому довезет электричка с Московского вокзала. Далее выбираете из двух рейсов: Дзержинск-Фролищи (№ 130) и Ильино-Фролищи (№ 108). Тот и другой доставят до конечной точки, пешком идти не понадобится.

На поезде

Это ильинско-фролищенская ж/д ветка: одноколейная, неэлектрифицированная – зато очень симпатичная, в стиле ретро. Обслуживается тепловозиком под прозвищем «Кукушка». За невысокую цену он подбросит до окраин Фролищ. За ними вас ждет романтическая пешая прогулка через лес – что-то в районе двух километров. Стремящихся же к комфорту обслужит рельсовый автобус-поезд Фролищи-Н.Новогород (запущен в 2009 г.)

Озера-бор-река: картина маслом

Эпитетов к пейзажам напрашивается целый пучок: трогательно, фантастически, неописуемо. Светлые озера – это сказка наяву. Заездов к ним три-четыре, в край синих лагун приведет любая из стежек-дорожек. Озерную группку образуют полдюжины водоемов карстового происхождения. Наиболее крупные из них – Санхар (иногда пишут Санхр), Светлое и Великое. Песчаные розоватые берега, кое-где поросшие осокой, чисты и прозрачны. Особую прелесть сообщают им плавающие по стеклянной глади сфагновые островки – скопления мха с корнями до полутора метров.

рыбалка фролищи

Островное семейство разнокалиберно: есть пловцы крохотные, есть покрупнее – с парой-тройкой деревцев посередине. К более-менее крепеньким даже мостки набросали: они проседают, но выдерживают вес склонных к риску смельчаков-туристов. По живописности подобную картинку превзойти сложно. Конкурирует с озерно-островным «парадизом» вековой сосновый бор Ярополческих и Мугреевских лесов – воистину райские кущи. Дышится в окружении сосен-елей просто-таки восхитительно!

рыбалка светлые озера фролищи

Движимые водные массивы этого природного оазиса привлекают дайверов и более скоростных спортсменов. Огибающая поселок река Лух – популярнейший летний (с мая по сентябрь) байдарочный маршрут. Там и сям разбросаны стоянки для туристов – с пляжами, заливчиками для купания, баньками, пригодными для рыбалки косами и расчищенными под волейбол полянками. Костры не приветствуются, хотя специальные пятачки под них отведены.

озера Фролищи нижегородской области

И над этим средоточием естественных мирских удовольствий, как напоминание о призвании высокодуховном и праведном, парит действующий мужской монастырь под до боли родным, привычным славянскому уху именем – Фролищева пустынь. Совершеннейшая идиллия…

Комментариев нет

Индивидуальные и групповые экскурсии по источникам в Дивеево от портала MyDiveevo.ru

  • Удобный трансфер
  • Профессиональный гид
  • 3 часа эксклюзивной информации
  • 6 чудотворных родников

Читайте подробное описание экскурсии

  • Планируете поездку в Дивеево
  • Нужно встретить с вокзала, помочь с ночлегом и размещением
  • Хотите оставаться в курсе событий в Дивеево

Присоединяйтесь к нашей группе VK: