Свято-Троицкий Островоезерский женский монастырь Нижегородской области

В ожерелье старейших действующих православных соборов-святилищ Свято-Троицкий Островоезерский монастырь вернулся на свое законное место совсем недавно – на рубеже первого-второго десятилетий XXI века. Секреты происхождения непривычных славянскому уху названий мест, приютивших здешнюю обитель, и то, какие зигзаги судьбы пришлось пережить святыне за четыре с лишним столетья многострадальной жизни, заслуживают отдельного рассказа.

Что откуда пошло: легенды и сказания

Река Ворсма, один из участков русла которой был избран в качестве приюта для монастыря-крепости (а он именно так и выглядел в былые времена), названа явно не по-русски. Этот странный топоним упоминается еще в летописях XIV-XV столетий и, скорее всего, восходит к финно-угорским языкам, в переводе с которых он означал «лесная земля». Такая версия рождения «ворчливого» географического наименования правдоподобна, однако она неединственная.

Свято-Троицкий Островоезерский монастырь

Не исключено, что Ворсмой-рекой приток Оки окрестила мордва: с их праязыка это переводилось как «земля на воде». Известен и «запасной» вариант, отсылающий к комичным народным преданиям. Из поколения в поколение передавали рассказ-шутку о том, как старуха-воровка при попытке соседки забраться к ней и вернуть что-то свое, ранее украденное, вопила на все село «Вор сама!». Да так громко, что вопль поначалу охотно копировали, а потом закрепили за местом, где он впервые прозвучал.

Края здесь издревле считались глухими, склонных к воровству соседей-лихоимцев в округе действительно было много, так что монастырь-остров по прошествии времени подвергнется нападениям и разграблению неоднократно. Правда, случится это не ускоренными темпами – пока же имеет смысл вернуться к его возникновению…

Монастырь на Ворсменском озере: страницы истории

Из исторических документов – рукописных и печатных – известно, что основание пустыни однозначно связано с перипетиями вокруг намерений рано овдовевшего Ивана Грозного жениться на представительнице именитой фамилии. За одну из девиц благородных польских кровей ее брат-король требовал целых три северно-русских города: Смоленск, Псков да Новгород. Такой взнос за невесту царь воспринял как излишество – и предпочел взять в жены княжну из кабардино-черкесского рода Кученей Марию Темрюковну.

Князьям же Черкасским (видоизмененное Черкесские) как новой родне Иоанн IV подарил территорию поскромнее затребованных поляками северных русских владений – болотистую труднодоступную лесистую глушь вокруг Ворсмы, едва обжитую бедным вороватым населением, без распаханных угодий и пригодных к пользованию дорог. Что оказалось не так и плохо для иноземных родственников: почти сразу тут обнаруживают серьезные железорудные залежи. Ворсма-земля, став центром изготовления отечественного холодного оружия, вскоре расцветает.

Идея обустроить на одном из удаленных от жилья и скрытых от людского ока речных островков святилище для отшельников-монахов пришла в светлую голову князя Бориса Камбулатовича Черкасского после обращения к нему пустынника Макария, поселившегося на стыке первой-второй третей  XVI века  посреди заросшей камышом и кустарником группки островов-холмов напротив селения Ворсма. Макарий-веригоносец просил владельца и покровителя окрестных вотчин позволить ему заняться закладкой бревенчатого храма.

Так с разрешения князя-воина и при одобрении российского государя в Горбатовском уезде тогдашней Нижегородской епархии в 58 километрах от Нижнего Новгорода около 1570 году был заложен монастырский фундамент. Возводимый над ним объект назвали чуть погодя Островоезерским, сохранив в звучном имени-символе намек на озерно-островную местность, выделенную под церковное подворье. Из столицы сюда был доставлен поистине драгоценный государев дар – икона Казанской Богоматери.

По иным сведениям, в начале 70-х годов на берегу растекшейся бесконечной водной глади была построена вначале церквушка из дерева в память об ангельских отроках Борисе и Глебе, а затем круг сооружений был дополнен кельями и обнесен оградой. И лишь в 1579 году, после явления в Казани Чудотворного лика Спасительницы Матери Божией в Борисоглебскую обитель передали копию новоявленной чудо-иконы, монастырь переместили на остров, а церковь нарекли Бориглебской и обратили в приходскую.

Таким образом, начало собственно монастырской хронологии было положено в 1580 году – с появлением на островном участке деревянных братских келейных построек и двухпрестольного храма-первенца с верхним престолом Святотроицким, а нижним – в честь чудодейственной иконы Казанской Пресвятой Девы. Предположительно десятилетие спустя рядом вырос следующий рубленый храм – уже во славу Михаила Малеина, преподобного небесного благодетеля юного тогда родоначальника династии Романовых, сменившей потомков Рюриковичей.

Этап более долговременного и прочного каменного строительства развернется уже в следующей, романовской эпохе правления российских монархов. В 1688г князь Михаил Черкасский, получив добро от митрополита нижегородского-арзамасского Павла, распорядится приступить к возведению церкви-трапезной-келий и прочих необходимых для монашеского жития служб. Не исключено, что с целью найти способ спрятать от жестоких цареубийц претендентов на монарший трон.

Дальновидный был замысел. В Смутное время, по неподтвержденным достоверно слухам, именно в этих стенах и скрывали сына Московского патриарха Филарета Михаила Феодоровича – чтобы беспрепятственно избрать его в итоге на престол. Светская и духовная линии власти при этом воссоединились и смогли остановить наконец затянувшуюся кровавую цепочку переворотов. Роль Свято-Троицкого Островоезерского монастыря в этих событиях переоценить невозможно.

Не обошлось без испытаний не только наводнениями, но и огнем. Случился сильный пожар, полностью сгубивший древесную церковь-первенца, и в 1698 году на ее месте возвели толстостенный красавец-храм – на этот раз в камне, под руководством знаменитого зодчего Павла Сидоровича Потехина. Благоустроители Черкасские и добродетели Шереметевы расширили первоначально отводимую под хозяйственный двор площадь и выстроили на ней несколько молитвенных, и служебных кирпичных корпусов. Благодаря княжеской поддержке черноризцы не бедствовали.

Доказательством культовой и политической важности Островоезерских островков-спасителей для российского императорского дома стала торжественная передача в 1624 году из Константинополя по цепи «царь Михаил Федорович – князья-опекуны – монастырь-спаситель» фрагмента Ризы Господней, святыни персидских шахов. Жест был расценен как награда за спасение Отечества от смуты. Реликвия по сей день (почти 400 лет!) хранится в целости в монастырских помещениях.

Свято-Троицкий Островоезерский монастырь в Ворсме

Последующее существование монастыря было размеренным и спокойным – вплоть до Октябрьской революции. Сказалась уединенность места, избранного мудрыми его первооснователями. В 1927г. он был упразднен, и впоследствии, начиная с 1930-х, его постепенно растаскивали – разбирая по кирпичику, ломая на куски и выворачивая из почвы столбы ограждения. Результат был плачевным: полное разрушение колоколен, обветшание обоих главных храмовых зданий (их использовали как склады и мастерские), разворовывание утвари.

Третье тысячелетие комплекс встретил уже в виде бесформенных, зияющих дырами руин. У тех, кому довелось побывать на этом обезлюдевшем и запущенном кладбище оплота христианской религии, возникали невеселые ассоциации – с пожарищами, бомбежками и леденящими душу картинами из мрачного фильма Лунгина «Остров». Особенно в осеннюю распутицу, когда вода приобретает свинцовый оттенок, тусклое небо давит, промозглый ветер холодит грудь и спину, а впереди вырисовывается темный остов монастыря-призрака…

От упадка – к возрождению

Под охрану государства, уже в преодолевающем эру воинствующего атеизма качестве, остатки архитектурной композиции и сам остров-монастырь были взяты в 1995 году. Но к реальному возвращению обители в нормальное состояние приступили лишь 12 лет спустя, после объявления о планах вернуть ей первичные функции. В середине апреля 2007 года состоялась первая после 80-летнего молчания Божественная литургия.

Восстановление пошло стремительно. Прежде всего отреставрировали одну из башен ограды-крепости и в ней разместили часовню. В начале июля 2008 года Нижегородско-Арзамасский епископ Георгий назначил монахиню Иосифу (Егасову) попечительницей, ответственной за соответствие внешности обители статусу монастыря, на этот раз – женского. Желавшим вступить в общину монашкам помогли с жилым вопросом: арендовали домик поблизости от подлежащего застройке участка.

Разработали и согласовали техническую документацию, приступили к реализации плана-проекта. Уже через полгода были подготовлены к приему послушниц и освящены сестринский ряд келий-покоев в двухэтажном общежитии – пока, правда, деревянном, но достаточно удобном. В конце мая сестры-монашки получили возможность совершать молебны с акафистом трижды в неделю. Риза Господа вернулась из Москвы назад, на законное свое место.

В 2009 году, в канун летнего празднования Святой Троицы над бывшим алтарем – сердцем разрушенного Троицкого храма – был установлен поклонный крест.

Современное состояние – внешнее и внутреннее

Результат возрождения монастыря из пепла строителями-добровольцами и художниками-реставраторами творческих групп «Реставрось» и «Ковчег» налицо: он действующий, встречает паломников блеском куполов-луковок, заселен небольшим коллективом трудолюбивых монахинь, светел, зелен и умиротворяет взор.

Свято-Троицкий Островоезерский монастырь

Сегодня в списке храмов и часовенок:

  • Собор Живоначальной Троицы
  • Церковь Казанской Иконы Божьей Матери;
  • Надвратная церковь имени Михаила Малеина;
  • Часовня Иконы Пресвятой Богородицы Экономисса;
  • Часовня первоначальника обители Макария Египетского.

Отстроенная заново в 2010 году восьмигранная пирамида-колокольня вознеслась над Малеинским храмом на 35 метров (не считая креста). Внутри звонницы с четырьмя ярусами окон-арок нынче 8 колоколов. Останки иеросхимонаха Макария перезахоронены и находятся в гробнице. Весь максимально приближенный к оригиналу комплекс-жемчужина освящен и готов принимать гостей. В нем немало икон-раритетов, писавшихся на Афоне. В их числе – «Домоустроительница», «Геронтисса»» и афонская чудотворная икона-копия «Иверская».

Убранство храмов-часовен – преимущественно плод деятельности талантливых дизайнеров и иконописцев.

С 1914 года Троицкий Островоезерский женский монастырь возглавляет старшая сестра-монахиня Серафима (в миру – Беляева). Древесина и металл, отсвечивающие золотом киоты иконостаса и ковровые дорожки в средней зоне, керамические напольные вазы с цветами, ажурные многоярусные паникадила и яркие витражи – все это завораживает гармонией форм и красок. В художественном вкусе, умении произвести впечатление разработчикам интерьера и его виртуозным исполнителям не откажешь.

Как доехать, что можно повидать и почувствовать

Добираться из Нижнего Новгорода можно по-разному.

Автобусный путь. Отправная точка – площадь Лядова, автовокзал Щербинки. Междугородний автобус Новгород-Павлово довезет до автостанции Ворсмы (это километров 70). От станции посетители пройдут пешком еще около 2 км до живописной озерной системы, прозванной старожилами Тосканкой – на итальянский манер.

Поездка на автомобиле мало отличается от описанной. Едут по Богородской трассе, и, подъезжая к Ворсме, сворачивают налево – к срубленному под старину (смесь Руси с Диким Западом) гостиному двору «Медведь». Там есть колоритный указатель, но дорога в обитель пролегает мимо. Машину желательно оставить на парковке у водоема.

Монастырская территория начинается практически на въезде в городок. Относящиеся к комплексу постройки разбросаны по островам в низине, к ним ведут металлический мостик-трап и дамба. По плотно устланной досками тропе останется дойти до заборчика из тонких железных прутьев. Ворота открыты – дальше мостки расходятся по подворью-скверу.

Почему «скверу?» Просто палисадник, клумбы, подрезанные деревца, чистенькие дорожки ассоциируются с окультуренным парковым пространством. Картинка идиллическая, поневоле провоцирующая на волшебные метаморфозы – когда ум освобождается от мыслей, беседа замирает, а душа в окружении такой красоты воспаряет к небесам. Так выглядит гармония природы и человеческого сознания.

Ворсменский Островоезерский монастырь

То на полянке, то на обрыве встречаются часовенки-молельни в византийско-древнерусском стиле: светленькие, с круглыми или четырехугольными колоннами, элементами резьбы, кокошниками и зубцами вверху, иногда с булыжным фундаментом-мостовой внизу и парой ступенек по центру. Обязательно с иконкой под полуциркульным или ребристым завершением, увенчанным крестом.

Церковно-храмовый ансамбль смотрится не идеально, но вполне достойно. Обстановка располагает одновременно к святости и желанию расслабиться, окунуться в мир естественный. Здесь ищут духовную реабилитацию, черпают вдохновение для благих целей и … вешают на оградку замки с надписями «Саша + Люда = любовь».

Для убежденного урбаниста подобные уголки – редкостный по силе воздействия шанс напитаться позитивной энергией в царстве густых трав и прозрачных волн со стайками серебристых рыбок. Ощутив природное совершенство вдали от городской суеты и навороченных квартир в престижных богатых кварталах.

Расписание богослужений и требы

Список связанных с нуждами верующих священнодействий, которые исполняются в местных храмах, солиден. Здесь заказываются молитвы как о живых, здоровых или страдающих от болезней, так и об усопших. Освящаются предметы различного назначения, продукты, блюда. Пищу святят по определенным дням – накануне Рождества, Пасхи, Преображения и иных празднеств.

Вход в обитель свободен, запретов нет. Регулярно совершаются молебны – водосвятные, о здравии и упокоении. Организуют панихиды, отпевают и практикуют многодневные поминовения и Сорокоусты о тяжелобольных. К услугам туристов – свечный ящик для настроенных поставить свечу за кого-то из близких.

График утренних и вечерних молитв традиционен, к ним приезжие всегда могут присоединиться. Пообедать за общим столом (а готовят схимницы вкусно), попросить совета – также в порядке вещей.

Зачем сюда едут

С целью приобщиться к православным ритуалам, проявить заботу о заведении и его насельницах, убедиться в том, что архитектурные шедевры существуют – как и профессионалы-виртуозы, способные возрождать их из праха. Поскольку это энергетически сильное место, оно привлекает охотников обрести и укрепить веру в жизнь, настроиться на успешные перемены.

Судя по множеству отзывов, в здешнюю сказку приезжают религиозные и неверующие, поодиночке, коллективно и семьями, с детишками и стариками. Чтобы обогатиться эстетически, отойти от проблем, отдохнуть и запечатлеть себя на лоне родных ландшафтов – воплощении спокойствия и безмятежности. Дивные пейзажи и возвышенная, благостная аура исцеляют и вдохновляют.

Комментариев нет

Индивидуальные и групповые экскурсии по источникам в Дивеево от портала MyDiveevo.ru

  • Удобный трансфер
  • Профессиональный гид
  • 3 часа эксклюзивной информации
  • 6 чудотворных родников

Читайте подробное описание экскурсии

  • Планируете поездку в Дивеево
  • Нужно встретить с вокзала, помочь с ночлегом и размещением
  • Хотите оставаться в курсе событий в Дивеево

Присоединяйтесь к нашей группе VK: