Как живут сестры Дивеевского монастыря: духовная и светская жизнь обители

Сегодняшняя тема непростая, хотя бы потому, что освятить ее можно лишь отчасти и только то, что видимо взгляду. Но все же стоит сказать пару слов в защиту сестер Серафимо-Дивеевского монастыря. Увы, но в последнее время для многих становится камнем преткновения именно сама обитель с её жизнью, порождая сомнения в «достойности».

Выбор монашеского пути и современное состояние монастырей

В православной церкви к выбору монашеского пути всегда старались подходить серьезно и осознанно. И выбор этот уважали.

После революции многое изменилось в России. Еле теплилась сама традиция монашеской жизни. Старые монахи умирали, а новые почти не приходили. Новая жизнь без веры исключала саму возможность иной, нежели светская, жизни. Альтернатив не было. А те, кто ее искал преследовались.

Читаем также: Как уйти в монастырь, и стоит ли это делать?

Неудивительно, что при такой политике из народа ушло само понимание сути монашества. Для многих современников монахи – чудаки, непонятно зачем отказавшиеся от радостей, возможностей и успеха обычной мирской жизни.

Те люди, которые пополнили ряды монахов и монахинь в 80-х – начале 90-х годов прошлого века, по сути, стали первопроходцами. Они еле-еле успели перехватить преемственность у последних иноков, переживших революцию и чудом доживших до конца XX века.

То, что это вообще произошло, по сути своей чудо.

Есть очень хорошие проповеди в книге Александра Шаргунова «Миражи любви», где он, насколько это возможно, раскрывает полноту подвига новомучеников Российских, пострадавших в годы советской власти. Мне запала в душу одна фраза: «Точно также смертью новомучеников открылось небо в России для многих тысяч молодых людей наших дней, родители которых оказались не в состоянии дать им веру».

дивеево монашки

Именно так и происходило с «первыми» будущими монахами наших дней – они прозревали. Неожиданно. Они не были поняты своими родителями и старшими родственниками. И таких примеров даже в нашем монастыре масса, когда молитвами своих детей-иноков родители на закате своей жизни также приходят к вере.

Господь их призвал, но им было непросто. И самым тяжелым оказалось не возведение из руин поруганных и разрушенных монастырей и храмов, а возрождение духовной жизни, о которой все пришедшие тогда к вере люди (как те, кто выбрал монашеский путь, так и те, кто решал остаться и подвизаться в миру) знали лишь по книгам.

Возрождение духовной жизни происходит в монастырях и по сей день, и процесс этот долгий и сложный. И прежде чем приезжать в паломничество в святую обитель с мыслью «что все тут должны быть святыми и относиться к паломникам так, как пишут в духовных книгах», подумайте о том, что в монастырь все наши современные монахи и монахини ушли из нашего с вами мира – полного искушений, злобы и противоречий. А для того, чтобы избавиться от привычек и перекроить себя по-новому, требуются годы.

Читаем также: Правда о Дивеево: отзывы жителей и свидетельства мирян

Но и этого времени у многих нет, ибо враг рода человеческого дьявол – не дремлет и мир искушающий наступает и на монастыри. И только воспрянув из руин, они оказались в очень трудном положении.

Нестроения в самой православной церкви, нестабильная политическая обстановка в мире, вынужденное положение искать пропитания. И как следствие – обширная торговля. А там, где торговля – там и соблазн комфорта. Но даже при всех минусах, монастырь, а тем более Серафимо-Дивеевский монастырь, остается местом святым. И кто с верой и открытым сердцем сюда приедет, тот уезжает всегда утешенным.

Как живут монахини в Дивеево, и сколько их в монастыре?

Внутренняя жизнь монастыря сокрыта тайной, и можно лишь догадываться по косвенным признакам или из обрывков разговоров о том, какая она на самом деле.

Читаем также о возрождении Дивеева и реальной жизни в селе

Ведь даже та монашеская жизнь, что мы видим, – все равно внешняя. Да, мы можем знать распорядок церковных служб, видеть, какие послушания у сестер, видеть их особый быт. Но все это будет лишь малая толика настоящей духовной жизни.

монахи в дивеево

А она у всех разная. Об этом и святые прошлых веков писали, и нынешние пастыри церкви. Несмотря на общий быт, каждый молится в меру своих сил и желаний. И о том, как они спасаются, нам неведомо.

Так же, как и истинное количество сестер в обители. Подобную информацию никогда не старались обнародовать. Отчасти потому, что духовному человеку подобные знания просто не нужны, отчасти из–за подвижности этой самой цифры. Кто-то из старых монахинь умирает, кто-то лишь попросился в монастырь, и его взяли на испытательный срок в качестве кандидата, кого–то постригли в иночество. Своя статистика, не требующая нездорового интереса со стороны.

Читаем также еще одну реальную историю переезда в Дивеево и жизни при Серафимо-Дивеевском монастыре

Богадельня и монастырское кладбище в Серафимо-Дивеевском монастыре

Кстати, о той самой внешней стороне жизни в обители.

На данный момент она милостью Божией благоустроена. Есть поликлиника с прекрасным зубоврачебным кабинетом (в поликлинике принимают как монахинь, так и рабочих монастыря). Своя машина скорой помощи с круглосуточным дежурством фельдшера. Современный медицинский центр для сестер монастыря. А еще есть богадельня.

Это православный аналог (а исторически и предшественник!) современного дома престарелых. Тут находятся больные и старенькие монахини, которые уже не могут нести никаких послушаний. За ними ухаживают молодые сестры, выполняющие роль нянечек. По необходимости их консультируют врачи, а медсестры выполняют медицинские процедуры.

К ним приходит священник. А по четвергам в домовой церкви «Всех скорбящих радосте», что находится на втором этаже богадельни, служится литургия.

Старенькие монахини по мере сил и возможностей продолжают молится, читать псалтырь и духовные книги. И готовятся к смерти.

К смерти здесь относятся именно так, как и подобает людям духовным – спокойно. И к ней стремятся подготовится, исповедаться, причаститься. И, как правило, умирают покойно, со всеми примирившись и простившись.

Раньше, еще до революции сестринское кладбище находилось на территории мельничной обители, в ограде Канавки. После революции кладбище сравняли с землей, и построили на том месте школу. После возрождения обители, монастырь долгое время не имел своего кладбища. Священников и старых монахинь еще дореволюционного Дивеева, доживших до наших дней, хоронили за Троицким собором, где и сейчас можно поклониться их могилам.

монастырское кладбище дивеево

На месте старого кладбища (после передачи этой земли монастырю) при реставрационных работах было найдено несколько останков и склепов. Они сейчас оформлены в могилы, и каждый, кто идет по Канавке может видеть этот уголок старого кладбища с покаянным деревянным крестом возле них.

На обычном кладбище монастырем выкуплена часть земли под могилы, так как на территории обители на данный момент нет возможности устроить свое отдельное кладбище.

Читаем также как устроиться трудником в Дивеево

Золотошвейные и другие мастерские в Серафимо-Дивеевском монастыре

Монастыри всегда славились своими мастерскими. Сама жизнь ставила их в такие условия, что обеспечивать себя они должны были сами. Дивеево не было исключением.

Здесь много лет существует своя свечная мастерская, где производят свечи; своя типография. Есть золотошвейная. О ней можно было бы рассказать поподробнее.

Работы дивеевских сестер потрясают своей красотой, аккуратностью и мастерством. Сестры вышивают иконы, церковные облачения, плащаницу. Они искусно владеют золотым шитьем, используют в своих работах бисер, камни, золотые и серебряные нити. Подобная кропотливая работа требует усидчивости, и сестры, получившие здесь послушание, учатся не только вышивать, но и познают великую духовную науку терпения.

Дореволюционный монастырь славился и своей живописной мастерской.

Иконописная мастерская

Отрадно, что эта традиция возрождается. В обители есть своя иконописная, а живописи учат теперь всех желающих детей (на территории монастыря действует детская художественная школа).

Церковные лавки, торговля на территории монастыря, и как к этому относиться?

Очень многих людей соблазняет сам факт торговли на территории монастыря. Многие даже вспоминают евангельские слова спасителя о торгующих в храме, хотя устройство Иерусалимского храма и законы там были иные. В России же сложилась несколько иная традиция.

И долгое время, да и сейчас отчасти, монастыри просто вынуждены были себя кормить трудами рук своих. Если мы заглянем в «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», то увидим, что уже тогда сестры продавали свое рукоделие, рисовали, плели четки и даже делали сувениры. И это практиковалось во многих обителях, так как не у всех монастырей были благодетели, жертвовавшие на содержание насельников.

Церковные лавки в Дивеево

Итак, давайте посмотрим, как все обстоит на самом деле.

Благодетели в основном жертвуют на восстановление храмов и строительство нового собора. Но ведь у монастыря есть и другие нужды. Кормить насельников, послушниц, рабочих и паломников. Выплачивать заработную плату рабочим, платить по счетам за свет, воду, отопление; закупать продукты питания, одежду и обувь. Кроме того, в монастыре есть своя православная школа, где дети учатся бесплатно; своя поликлиника, где оказывают бесплатную медицинскую помощь всем работникам монастыря (помимо монахинь). И все это требует денежных вложений.

Читаем также: Светская и православная школы в Дивеево

Поэтому иногда удивляют скептические и презрительные обвинения тех, кто сюда приезжает на день – два. Можно было бы и обойтись без торговли, по крайней мере такой обширной, но многие ли из тех, кто недоволен ею, готовы просто так жертвовать на монастырь?

Вот и получается, чтобы кормить монахинь, паломников, и обеспечивать себя, монастырь как организация не может на данный момент обойтись без торговли.

торговля в Дивеево

Есть и еще один момент, о котором знают только те, кто непосредственно работает в монастыре. Часть выручки, которую монастырь получает от продажи сувениров, икон и свечей, идет вовсе не ему. Митрополит распределяет их между приходскими церквями, которые находятся в глухих селах Нижегородской области. Их также необходимо реставрировать, поднимать из руин, содержать клир.

Вот и получается, что Серафимо-Дивеевский монастырь не только себя обеспечивает, а еще помогает и далеким сельским церквушкам, а также своим собственным скитам, которые находятся, как правило, вдали от паломнических маршрутов, и тоже практически на самообеспечении.

Читаем также о скитах Серафимо-Дивеевского монастыря

Большинству скитов предоставлена возможность торговать на территории Серафима–Дивеевского монастыря, и они имеют свои церковные лавки. Кстати, тут и кроется «секрет» небольшой разницы в ценах в разных лавках.

Поэтому, в следующий раз, когда возникнет соблазн осудить монастырь за торговлю, вспомните об этих фактах.

Татьяна Страхова

Комментариев нет

Индивидуальные и групповые экскурсии по источникам в Дивеево от портала MyDiveevo.ru

  • Удобный трансфер
  • Профессиональный гид
  • 3 часа эксклюзивной информации
  • 6 чудотворных родников

Читайте подробное описание экскурсии

  • Планируете поездку в Дивеево
  • Нужно встретить с вокзала, помочь с ночлегом и размещением
  • Хотите оставаться в курсе событий в Дивеево

Присоединяйтесь к нашей группе VK: