Все действующие монастыри Нижегородской области: обзор и советы паломникам

За нижегородчиной давно закрепилась слава русской храмово-монастырской мекки. Оснований для этого несколько, и ведущее среди них – обилие монастырей с уводящими вглубь истории корнями. На рубеже XX-XXI столетий после затянувшегося безвременья эту культурную сферу стали возрождать физически и духовно. Ныне в Нижегородской митрополии насчитывается не менее двух (по некоторым подсчетам даже до трех) десятков основных усадеб-ансамблей с подворьями и скитами при них. Половина этого собратства – действующие либо заново обретающие статус таковых.

Общая статистика и перечень действующих монастырей

Из 25 официально обозначенных в справочниках православных монастырей Нижегородской области (а в ней с некоторых пор не одна, а целая тройка епархий) мужских скито-монастырских образований сегодня 10, женских – 15. Система их в обобщенном виде – ниже.

Мужские монастыри Нижегородской области

  • Свято-Успенский в подворье-пустыни г. Саров;
  • Спасо-Преображенский при древних соборах-церквях в Арзамасе;
  • Благовещенский – древнейший, непосредственно в Нижнем Новгороде;
  • Свято-Вознесенско-Печерский – в Нижнем же Новгороде;
  • Свято-Успенская Флорищева пустынь-монастырь в поселке Фролищи;
  • Амвросиев Дудин Николаевский – там же, на линии Дуденево-Тетерюгино;
  • Оранский Владимирской иконы Богородицы в Богородицком же районе (с. Оранки);
  • Богородице-Феодоровский в честь образа Божией Матери в городке Городец;
  • Высоковский Успенский монастырь в поселке Выселки Ковернинского района;
  • Покровский монастырь-пустынь в Балахне – восстанавливаемый, но вполне «рабочий».

Женские монастыри Нижегородской области

  • Арзамасский Свято-Николаевский, с двумя сельскими скитами;
  • Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский в Дивеево и соседних населенных пунктах;
  • Свято-Троицкий Белбажский и Кутузовский скиты, отпочковавшиеся от Дивеевской структуры;
  • Крестовоздвиженский Нижегородский – воссозданный на базе трех отдельных комплексов;
  • Покровский в селе Лукино, преобразованный из одноименного «немонастырского» храма-церкви;
  • Маровский Крестовоздвиженский лесной монастырек рядом с поселком Красные Мары Спасского района;
  • Свято-Троицкий Островоезерский в г. Ворсма – «перепрофилированный» из изначально мужской обители;
  • Желтоводский Макариев монастырь, охватывающий храмы поселка Макарьево и райцентра Лысково;
  • Абабковский великомучеников Николая и Георгия общежительный монастырь Павловского района;
  • Выксунский Иверский храмовый ансамбль, переименованный в монастырь уже в начале XXI века;
  • Иверско-Софрониева пустынька внутри «треугольника» Ковакс-Николькое-Наумовка в Арзамасском районе;
  • Дальне-Давыдовский монастырь-собор иконы Богоматери «Утоли моя печали», вновь открытый в Вачском районе;
  • Крестовоздвиженский – выросший на месте сменявших друг друга культовых сооружений села Быдреевка недалеко от Семенова;
  • Скорбященский – мини-монастырь во славу иконы «Всех скорбящих Радость» в селении Малая Пица Дальнеконстантиновского района;
  • Арзамасское подворье, исторически связанное со Свято-Троицкой Дивеевской общиной и в значительной мере подчиненное ей.

Описание-обзор монастырских объектов: мужские монастыри

Успенский монастырь в Саровских лесах

Читайте также наш подробный обзор города Сарова, его храмов и монастырей

Историческая справка

Первой вехой в истории монастыря стало появление на холме над местом слияния рек Саровки и Сатиса земляных пещер в 1664 году. Спустя без малого полстолетия (в 1706 г.) пещеры-кельи объединились в монашеское поселение. На молитву стали собираться уже в деревянной церквушке «Живоносный источник». Позже церковь-избу на территории, прозванной «Старым городищем», заменил каменный храм, затем к нему добавились хозкорпуса, а вокруг заколосились богатые житницы.

Идиллию нарушили события 1917 года. Они развернули цепочку разрушений и осквернений храмов-общежитий-родников (и последние тут имеются, причем с целебной водицей).

Читаем также о святых источниках Нижегородской области

После 1927 года здесь нашла приют трудовая коммуна для ребятишек, а чуть погодя – детско-подростковая исправительная колония, которую в сороковые годы сменила закрытая режимная зона для взрослых осужденных.

Возврат «антипустыни» в культово-религиозный круг наметился лишь в 1990 году – благодаря регистрации обновленного православного городского прихода. На дальних пустынках зазвучали слова молебнов, а мощи основателя Саровско-Дивеевского святого уголка вернулись на заслуженное, благостное место, где святопочитаемый старец когда-то завершил свой многотрудный путь. Начало века (2005-2016) ознаменовалось работами по восстановлению и переоснащению местных церквей-соборов-колоколен. Они не закончены, но откровенно радуют.

Храмы и святыни: день сегодняшний

Свято-Успенский в подворье-пустыни г. Саров

Храмы-соборы:

  • Успенский, в память о первооснователе-чудотворце прп. Серафиме Саровском;
  • Иоанна Предтечи.

Читаем подробнее: Кто такой Серафим Саровский: краткая биография и чудеса

Сопутствующие храмовые постройки:

  • Колокольня (сохранилась);
  • пещерная церковь-святилище;
  • дальнопустынная часовенка-келья.

Церкви:

  • Всех Святых;
  • Прп. Зосимы-Савватия Соловецких;
  • Храм-церквушка Живоносного источника. Уточним: здания 2 и 3 достраиваются.

В числе святынь-реликвий:

  1. келья и усыпальница св. Серафима Саровского;
  2. почитаемые иконы – «Скоропослушница» и «Умиление» с ликом Матери Божьей;
  3. древний молитвенный Серафимов камень;
  4. памятник первоотцу-пустыннику Серафиму Саровскому.

Из сопутствующих архитектурных элементов интересны «царский» корпус-дворец, угловые башни (выжили, правда, лишь три из пяти) и ступенчатая лестница-спуск со двора. Среди примонастырских заведений заслуживает внимания краеведческий центр православия «Истоки».

Спасо-Преображенский монастырь-город при группе церквей в Арзамасе

Мы также писали подробный обзор церквей и храмов старого Арзамаса

Немного истории

Годом основания красивейшего мега-пряничного Арзамасского Спасо-Преображения считают 1555 (по иным данным – 1556). Начиналось все с холодной соборной церкви, к которой через 30 лет добавилась отапливаемая Рождественско-Богородицкая церковь-малютка. Спасская обитель присоединяла земельные угодья и быстро развивалась. Более основательную, каменную коллекцию в 1638 году «открыла» небольшая церковка Господня Преображения. К ней присоединилась утепленная одноэтажная кирпичная церквушка в честь Рождества Богородицы-матери. Третью, по сути надвратную, Георгиевскую церковь-часовню возвели через полвека.

• Спасо-Преображенский при древних соборах-церквях в Арзамасе

Прошло два столетия – и хозяйство обросло жилыми и учебными пристройками, обзавелось многоступенчатой колокольней-столпом с десятком разноголосых колоколов, стройным шатровым продолжением и нарядной позолоченной луковкой на макушке. Монастырь процветал, имел свой приют, почитался верующими и значился общежительным – пока не был закрыт в антирелигиозном постреволюционном угаре в двадцатые годы.

Его ипостасями социалистической эры стали швейная фабрика, студенческое общежитие, трест-контора столовых и филиал Госархива областного значения. Архивные функции, отметим, площадка продолжала исполнять до последнего момента – даже после полного почти возвращения совокупности сосредоточенных на ней построек в православно-церковное лоно.

Храмы и реликвии

Наиболее известные из храмов-символов – это:

  • пятикупольный трехпрестольный Спасо-Преображенский собор, переживающий очередную фазу ремонтно-реставрационных работ;
  • Благовещенская церковь-храм в комплекте с полуразрушенной пятиярусной колокольней (ее сейчас воссоздают-украшают-обставляют);
  • часовня-храм Спаса Нерукотворного.

Из святынь-символов особой ценностью обладают:

  • Животворящий Крест Господень;
  • киоты с мощами уважаемых легендарных святых;
  • старинные грамоты, планы, книги в ризницах-подсобках.

Игуменский и братский корпуса обустраиваются, их постепенно заполняют насельники-монахи. Служба налажена, богослужения отправляются регулярно.

Благовещенский Нижегородский мужской монастырь

Звание монастыря-старейшины величественному комплексу досталось по праву: реальное его 800-летие не за горами.

Исторический экскурс

Дата основания, по летописным свидетельствам, совпадает с годом закладки Нижнего Новгорода. Это 1221 год. Основатели-освятители приокско-волжского чуда – князь Георгий Всеволодович и Симон-праведник, епископ Владимирский. Силу стихий монастырь познал неединожды: его разоряли и сжигали еще на заре существования; обустраивали и опустошали, жаловали дарами-грамотами, возводили в ранг ставропигиального, комплектовали святителями и наполняли бесценной литературой. Расширяли, перестраивали, разрушали и заново восстанавливали.

Благовещенский – древнейший, непосредственно в Нижнем Новгороде

В послеоктябрьскую пору храмы-общежития-двор покинули почти 135 изъятых властями художественно-богослужебных предметов: от расшитых златом-серебром риз и драгоценных рам до затейливых лампад, кадил и украшенных каменьями дарохранительниц. Переосмысление наследия в гражданском духе включило школу, квартиры-коммуналки, склады, депо военного транспорта и даже планетарий. Избежать полной гибели помог статус памятника архитектуры и реставрационные мероприятия 60-80-х.

Только в 1991 монастырь-символ был возвращен Нижегородской епархии, и спустя два года его начали заселять монахами. Годом-двумя позже он стал центром прерванного на три четверти века духовного образования, и с тех пор вопросами возрождения-обустройства занимаются студенты семинарии. Белокаменные храмы восстанавливаются, архимандриты-игумены управляют службой, приезжих принимают охотно, независимо от особенностей вероисповедания. Работает лекторий по культурно-религиозной тематике.

Храмы-святыни-скиты

В уникальном ожерелье – пятерка храмов:

  • Пятибашенный собор в честь Благовещения Богородицы – на крестообразном фундаменте с золотыми маковками над белоснежной колоннадой;
  • Алексеевская церковь-собор с розовым, сказочной красоты фарфоро-фаянсовым иконостасом;
  • Церковь Андрея Первозванного, потихоньку отходящая от «звездной» роли городского музея-планетария;
  • Белостенный двухштурмовой тандем трапезная+храм в честь Успения Пресвятой Девы-Богоматери;
  • церковь-корабль Сергия Радонежского в оригинальном эклектическом «прочтении» русско-византийского стиля.

Ведущие из святынь-памятников – это:

  • Новодельная икона-копия лика Божией Матери Корсунской;
  • Иконка «Благодатное небо», приплывшая сюда на льдине в ледоход;
  • Частицы бренных мощей святых в хранилище-ковчежце;
  • Минеральный родник с исцеляющей водой;
  • Памятник-бюст Александру III;
  • Скит-символ в бору невдалеке от села Рожново с уютным храмиком в честь иконы «Неупиваемая чаша».

Описанный монастырь-жемчужина – наиболее узнаваемый и видный издалека представитель нижегородской ветви российского зодчества. Живописное возвышенное место, золотящиеся на солнце купола-полусферы, изумрудно-голубые крыши, контраст белых стен-колонн-башенок и зеленых окрестностей, панорама прекрасного града вдали очаровывают и ублажают взор.

Печерский Вознесения Господня Нижегородский монастырь

Красочный, панорамный, издали напоминающий игрушечный акрополь на огромном холме-блюде ансамбль в русской интерпретации византийского зодчества.

Из истории

Приступили к сооружению монастыря-акрополя на месте пещер, выкопанных святителем киевским Дионисием с собратьями-иноками, в 1328-1330 годах. Из-за оползня 1597 г. его пришлось слегка сместить вверх по волжскому течению. Возведенный в 1640-1650 годах монастырь-крепость сохранил облик практически неизменным до поры нынешней. С 1924 по 1994 годы он использовался в светских целях, служа то жильем, то кинотеатром, то мастерской. К идее монашества вернулись в конце ХХ века.

Свято-Вознесенско-Печерский – в Нижнем же Новгороде

Церкви-реликвии-музеи: наше время

В наборе культовых построек-храмов:

  • Вознесенский собор о пяти главах с длинной переходной галереей и просторным крытым гульбищем;
  • Надвратная церковь-арка Евфимия Суздальского и Успенская церковь-шатер с трапезной палатой;
  • Трехъярусный шатер-колокольня, окрещенный местными прихожанами «Пизанской башней»;
  • Соединенный с архиерейским корпусом домовой храм Сергия Радонежского;
  • Храм братьев-апостолов. Петра и Павла.

Перечень святынь-музеев-реликвий включает:

  • Раки со 150 фрагментами останков Киево-Печерских чудотворцев и Божиих угодников;
  • Емкости-ковчеги с частичками праха Матроны Московской и Симеона Верхотурского;
  • Множество икон-оригиналов и образов-списков – целителя Пантелеймона, Дионисия Суздальского, Владимирско-Оранской и Киево-Печерской Богоматери.

На территории функционируют содержательный церковно-археологический епархиальный музей и обретается издательство журнала «Нижегородская старина».

Свято-Успенская Флорищева/Фролищева пустынь

Она обосновалась в тишайшем, отдаленном от трасс-дорог лесистом участке, на вершине высящегося посредине царства озер и рек плоского холма, на северо-западе Нижегородчины.

Данный монастырь мы подробно рассматривали в нашем отдельном обзоре: Монастырь Фролищи Нижегородской области

Хроника: даты и события

Построили монастырь-пустыньку у берегов бойкой речушки Лух в XVII веке. Здешними первопоселенцами были Мефодий с группкой братьев-отшельников, а первостроителем рукотворных объектов считают Илариона-святителя. Он добился царского благословения на возведение в диком уголке в 1651 г. церкви Успения Богоматери – поначалу рубленой, а с 1681 г. уже и каменной. Монастыршее хозяйство расширялось за счет земель-зданий-реликвий, голицынских даров – и выросло в солидный, богатый город-храм.

Свято-Успенская Флорищева пустынь

В послереволюционные 20-30-е годы приозерный монастырь был закрыт, разворован, передан армии и в итоге предельно обветшал. К жизни его возвращали всем миром, начиная с 2005 года. Теперь это настоящий комплекс-сказка.

Храмы-часовни-памятники

  • Пятиглавый Успенский Богородицкий собор;
  • Три церкви – 1) Святотроицкая, 2) Петропавловская надвратная и 3) соловецких иноков Зосимы и Савватия;
  • Белоснежная 49-метровая красавица-колокольня.

Композиционно безупречная структура докомплектована дюжиной общежитско-учебно-хозяйственных построек, рационально расставленных по емкому двору-скверу. Она светла, обихожена, просматривается насквозь и умиротворяет взор. На крохотном кладбище есть могилка постриженика Боголепа (в мирской жизни – князя Голицына). Обзор и озерное окружение очаровательны. Здесь отдыхают душой, взглядом и телом. Служба организована, вход бесплатен, функционирует воскресная школа.

Николо-Амвросиев Дудин монастырь-цитадель: мал да удал!

Местоположение этого ансамбля-малютки с минимумом привычных для таких объектов зданьиц удачно: и обозреть есть что, и отстраняешься от суетных забот без усилий. Компактный, по-домашнему милый пятачок попал внутрь кольца сел Дудино-Тетерюгино-Желнино. В июле он похож на игрушечный дворик с теремками-домиками над Окским берегом, в январе – на зимовье Деда Мороза под снежными крышами-шапками. Башня-звонница, церквушка, служебно-хозяйственные флигельки – вот нынешние его составляющие. А ведь когда-то…

Читайте также наш подробный обзор Амвросиев-Николаевский Дудин монастырь

Как было раньше

По мнению историков, местечко для монастыря-усадьбы в 55 км от Нижнего Новгорода было облюбовано отшельниками в XII веке. Летописцы же сей факт отметили тремястами годами позже (в 1408), связав его с именем первонастоятеля Амвросия – вдохновителя иноков-зодчих и селян на возведение сторожевого монастырька-крепости. Из бревен, а затем и из камня. К XIX веку ряд классических соборов-палат пополнили скотный двор, конюшни, кузница, мастерские, водонапорная башня-вышка и даже оранжерея.

Груды руин – результат полного забвения усадьбы-крепости при Советской власти – возвращать к жизни начали в 2000 году. Монашеское житие тут возобновилось в 2007.

Архиерейское Дудино подворье сегодня

Из храмов в идеальное состояние приведен центральный, Успенский – образец лаконичной неоклассики. Обустроен скромный келейный блок, укомплектована всем необходимым башенка-звонница, стилистически тяготеющая к готике. Малиновый звон тяжеловесов-колоколов слышен на много миль…

Амвросиев Дудин Николаевский

Под горой струятся два живительных потока – Николая Угодника-чудотворца и Сергия Радонежского. Состав их рекомендован для желающих исцелиться от желудочных хворей.

На площадке-выступе у витых врат гостей встречает 9-метровый поклонный крест-символ – знак гостеприимства, готовности к помощи болезным, разуверившимся, ищущим моральной поддержки и сочувствия.

Оранско-Богородицкая Владимирской иконы обитель

Фундатором Богородицко-Оранской пустыни на Словенском взгорье был Петр Глядков (он же – монах-схимник Павел), воплотивший виденный им вещий сон в действительность в 1634 году. С благословенного этого места началась эпопея крестохождений по Руси с иконой-исцелительницей, способной на чудеса необыкновенные.

О данном монастыре мы также рассказывали отдельно: Оранский Богородицкий мужской монастырь Нижегородской области

Соборы-иконы-шествия: истоки традиции

Окруженное заволжскими лесами Орано поле родиной крестоходного обряда считают многие богомольцы: дар избавлять народ с помощью икон-крестов-хоругвей от эпидемий и прочих напастей проявил себя именно тут. Чудо-образу молились в церкви, с ним обходили подвергшиеся испытаниям города-веси с целью борьбы с бедами. Задачи свои икона-спасительница выполняла успешно, монастырь же вызывал всеобщее поклонение и трепет в душах.

Оранский Владимирской иконы Богородицы

Церковные и вспомогательные постройки

Обиталищем иконы-чудотворницы, копии лика Владимиро-Успенской Богоматери, стал одноименный летний собор-доминант. В холодный сезон помолиться-покреститься-повенчаться приходят уже в зимнюю Рождественско-Богородицкую церковь. Есть тут еще два храмовых творения: домовая церквушка-молельня Петра и Павла при вместительной трапезной да надстройка-храм имени Нектария Киево-Печерского над главным входом. Архимандричий, братский, хозяйственный и общежитско-гостевой корпуса дополняют картину.

Параметры и фундаментальность монастыря-колосса впечатление производят неизгладимое, – это стоит повидать. Нелишне и окунуться в купель: грех не примерить к себе эффект двух уникальных чудо-ключей.

Богородице-Феодоровский в честь образа Божией Матери в Городце

Окрещен в честь иконы Божией Матери Одигитрии, обнаруженной в данной местности и хранившейся изначально в монастыре-часовне из бревен. Что по древности с ним на нижегородско-суздальских землях вряд ли какое святилище сравнится, доказывает 1154 год основания (княжение Юрия Долгорукого). Известен монастырь-старейшина тем, что в нем скончался Александр Невский (в схиме Алексий).

В 1700 году усадьба отдалилась от русла Волги.

Обитель неоднократно подвергалась пожарам-разорению от рук воинов Батыя и ханских князей, а незадолго до 800-летнего юбилея ее храмы взорвали еще и большевики. Возрождаться из пепла Городецкий монастырь-страдалец начал в 2009 году. Двоицу собор-колокольня выстроили заново, в точности скопировав их первоначальные очертания –благородные, с налетом отечественной неоклассики.

Храмы-святыни-святые

Собор тут один – Феодоровский, о пяти златых главах. В перечне икон-святынь самая важная – копия находящегося в Костроме образа Матери Господней. Ей более двухсот лет. Представлена и икона-список Киево-Печерских угодников с 84 элементами их тел. Здесь же – обширный набор мощей: благоверного Александра Невского, Феодора Стратилата, Андрея Первозванного и еще доброго десятка мучеников-мучениц-святителей.

Богородице-Феодоровский монастырь

Иконостас невероятной красоты, сложный декор, эстетика алтаря-одежды-утвари завораживают. Не обошлось и без пищи для ума в виде православного миссионерского центра – с музеем истории, научно-исследовательским отделом, выставочными экспонатами, аудиториями, читальным и кинозалом.

Высоковский Успенский монастырь в Выселках

Самый северный из всех описывавшихся до этого монастырь-отшельник – уединенный, поздно порвавший со старообрядчеством в пользу единоверческого поповства. Основан в 1784 году монахом-старообрядцем Герасимом из казачьего рода. Деревенька Высоково была пограничной и после админреформ «перекочевала» из Костромской в Нижегородскую губернию. Монастырь расстраивался долго и достиг внушительных размеров. От крупных поселений он был сильно удален, народу тут всегда проживало мало.

Высоковский Успенский монастырь

Девиз «прогнать попов-монахов и все национализировать» был истолкован коммунистами-комсомольцами буквально и закончился не только арестом иерей, епископов, изъятием пашен-скота-мастерских и денег из казны, но и уничтожением главных твердынь – с разбитием и переплавкой колоколов и приспособлением под склады-общежития-конюшни того, что уцелело. Возврат к монашеству состоялся в 1999-2000.

Храмовый сонм, святыни

  • Собор Успения Святой Богородицы;
  • Храм Николая Чудотворца и одноименная домовая церковь в Келейном блоке-общежитии;
  • Храм имени Вселенских наставников Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова.
  • Святыни-реликвии: мощевик с досточтимыми останками и икона «Невеста Неневестная» – символ непорочности Девы Марии.

Очарование композиции – в ее сдержанном лаконизме. Группа окружена лесами и поражает мощью построек и стен. От них веет силой и духом сурового европейского Севера.

Условно действующий Покровский монастырь-пустынь в Балахне

Основан в 1-ой половине XVI века («точка отсчета» – 1552 год). Прежде имел Никольскую и Покровскую церкви, небольшую двухъярусную шатровую колоколенку рядом и несколько попутных построек, включая хлебодарню, заброшенную соляную варницу, кладбище. Первая церковь используется уже сейчас: в ней осуществляются Литургия и Вечерня. Восстановительные работы сосредоточены вокруг храма Покровы и близки к завершению. Обновленные кресты-купола были освящены весной 2018.

Покровский монастырь-пустынь в Балахне

Важнейшая из святынь – пребывающие в подклети старинного Николького храма мощи его иеромонаха-прародителя Пафнутия.

Обзор женских монастырей Нижегородской области

Арзамасский Свято-Никольский с Новослободским и Новоусадским скитами

Этот девичий монастырь-квартал в центре Арзамаса у большинства заглянувших сюда вызывает чувства трепетно-нежные – невзирая на небольшие размеры, скромность фасадов и тесноту двора. Причиной ли тому приветливость насельниц-монахинь или дело в успокоении, исходящем от икон-заступниц, сказать сложно. Но что обитель любима – факт бесспорный.

Исторический срез

Основанный в году 1580 арзамасцем Феофилактом Яковлевым, комплекс был ровесником Иоанна Грозного. Деревянный с момента рождения Свято-Николаевский храм не раз сгорал, но упрямо восставал из пепла. Пока бревенчатый сруб в 1811 году не сменили диада церквей – каменная Богоявления Господня да пристроившаяся рядышком Никольская. Усадебка слыла многопрофильной: бело- и золотошвейный цеха органично уживались с башмачной, вязальной и живописной мастерскими. Схимонахини были отменные рукодельницы.

Арзамасский Свято-Никольский монастырь

В 1924 обитель закрыли, монахинь-артельниц разогнали, а здания обрекли отчасти на разрушение, отчасти – на участь коммуналок. Возврат в Нижегородскую епархию состоялся в 1994 – после 70 лет застоя.

Храмы-скиты-святыни

Действующих храмов по-прежнему два – в честь Богоявления (верхний, на втором этаже) и Боголюбской иконы Пресветлой Владычицы (нижний, в цокольном помещении). Подходит к концу строительство-отделка третьего – Собора Святителя Николая с приделом врачевателей Космы/Кузьмы и Дамиана/Демьяна.

Иконы все утешительно-светлые:

  1. «Избавление страждующих от бед» – с обнадеживающей обиженных и излечивающей немощных Пречистой Девой и Спасителем в облаках;
  2. «Достойно есть» – порубленный богоборцами образчик иконки-страдалицы Матери Божией;
  3. местночтимая икона-лик первоустроителя Николая-Чудотворца Можайского.

Благое воздействие светлоликих утешителей усиливают серебристая плащаница и останки Оптинских старцев да мученицы Татианы в мощевичках.

Деревенских скитов-филиалов два – Сергие-Радонежский в с. Новый Усад и Рождества Иоанна Предтечи в с. Новая Слобода.

Насельниц-монашек тут полсотни. Они занимаются творчеством, изучают редкостные книги публичной библиотеки, шефствуют над воспитательной колонией.

Серафимо-Дивеевская во имя Святой Троицы обитель

Крупейший, прославленный Серафимом Саровским монастырь (в обиходе просто «Дивеево») почитаем как четвертый по счету земной Богородицкий удел. Возник более 250 лет назад – во 2-ой половине XVIII века. Храмовые сооружения его солидны, но не тяжелы и не давят – напротив, органично вписываются в ладшафт и на редкость благородны. Это признанный, вызывающий трепетно-уважительное отношение центр паломничества.

Серафимо-Дивеевская во имя Святой Троицы обитель

Исчерпывающе история создания его представлена в «Летописи» Серафима Чичагина.

Большинство материалов нашего сайта посвящено именно Серафимо-Дивеевскому монастырю и жизни в Дивеево. Здесь вы можете почитать истории и отзывы о поездке в Дивеево, подробно ознакомиться с храмовым комплексом монастыря, а также узнать о перспективах Дивеево и светской жизни в Дивеево вне монастырских стен

Соборы-часовни-скиты-подворья

Их много. Только на основной площадке сосредоточено 8 корпусов – отдельных и в единении с другими постройками. Это:

  • грандиозные многокупольные пятипридельные Троицкий и Спасо-Преображенский соборы;
  • Казанский соборчик из дерева с рядом престолов-приделов святых и блаженных;
  • дуэт церквей Рождества Христова и Матери-Богородицы, иногда называемых приделами;
  • домашняя двухэтажная церковь-полуигуменская, возведенная во имя Марии Магдалины;
  • храм-трапезная в честь св. князя-полководца Александра Невского;
  • прибольничная церковь-богадельня для престарелых монахинь;
  • колокольня, в совокупности с кровлей-крестом превышающая 70 метров.

Газоны с просторными аллеями парковой зоны ухожены, планировка их оправдана. Есть милые часовенки (например, недавно Серафима-Чудотворца из Сарова – на площадке-фундаменте старой Батюшкиной мельницы).

Читаем также: О чем просят и в чем помогает Серафим Саровский

Скитов-церквушек, координируемых из центра, к монастырю приписано не менее двадцати. Это Кутузовский, Покровский (с. Канерга), Никольский (с. Автодеево) и другие. Освященный в 2008 г. многокорпусный Белбажский Святотроицкий на Белбаж-реке в Ковернинском районе подготовлен к проживанию-молебнам и вводится в эксплуатацию.

Читаем подробно о скитах дивеевского монастыря

Наслышаны туристы и о широко известной Святыне-Канавке Царицы Небесной. Из традиционно причисляемых к святыням-реликвиям следует упомянуть иконы Матери Божией «Умиление», «Всех скорбящих радость», одеяние и мощи покровителей-святых, среди которых семеро жен-великомучениц – Александа и Марфа с Еленой; Пелагея и Параскева с Марией, а также Матрона Власова.

Направления деятельности

Сестер-монахинь в разных отделах подвизалось не менее четырех сотен, и цифра эта увеличивается. Тут радушно, с удобствами принимают гостей-паломников, обеспечивая им комфортное проживание и здоровое питание – без оплаты за столь серьезные услуги.

Читаем также Как живут монахини в Серафимо-Дивеевском монастыре

Община помогает малообеспеченным, поддерживает заключенных, опекается воинскими подразделениями, интернатами, детдомами и медучреждениями. Со вкусом оборудованы здесь площадки для детворы, игровые и прогулочные. Работают музыкальные, художественные школы-кружки, есть шикарная библиотека.

Читаем подробнее о Библиотеке в Дивеево, недавно созданном Центре Славянской культуры, а также дивеевских школах и развитии молодежи

Крестовоздвиженский Нижегородский – монастырь-преемник триады обителей Окских

Зачатьевская, Воскресенская, Происхожденская – цепочка названий обителей-прародительниц храмового ансамбля правобережья Оки, не имеющего равных себе в смысле порядка, чистоты и организованности. На косе под кремлевским валом было не выстоять: зыбкость почв и огнеопасность древесины вынудили основанную в 1370 г. Анастасией Ивановой (в монашестве Вассой, затем Феодорой) пустынь к серии переездов. Монастырь строился-рос-переназывался – пока не обрел в XVIII столетии имени Крестовоздвиженского.

Крестовоздвиженский Нижегородский монастырь

Последняя смена адреса-местоположения состоялась в 1812-1815 г.г., после очередного пожара. С тех пор мини-фортеция успешно заполняла отведенный ей городской квартал содержимым, доводя его до совершенства. В советское время комплекс использовали для лагерных, фабрично-складских нужд и частичного разрушения избежать не удалось. Теперь восстановительные работы почти завершены, монастырь функционирует.

Что посмотреть: храмы-образа-святыни

Сегодня в историческом букете:

  1. Воздвиженский собор-пирамидка, со спускающейся уступами от купола-доминанты кровлей, украшенной причудливыми золочеными маковицами-чашами и конусообразными шпилями на мелких козырьках;
  2. необыкновенно элегантная церковь-одноглавка иконы «Всех скорбящих радость»;
  3. крест-распятие в 4 с половиной метра, с дивной росписью мастеров-иконописцев из Троице-Сергиевской Лавры;
  4. мини-крест поскромнее, со щепочками древа Животворного Креста;
  5. ковчег-мощехранилище Киево-Печерских святых.

Как совместить каноны и новшества

Подкупольные фрески жизнеутверждающи, оконные рамы неоднотипны, ажурные светильники, укрытия-навесы, воротца и скамейки-лавочки выкованы с налетом креатива, в манере отнюдь не канонической. Такая атрибутика – гимн искусству гибкому, не подчиняющемуся скучным критериям. Но преемственность не исчезла – ее хранят мастерские-школы: воскресная, иконописная и обучающая основам медицины. Просветительство в почете.

Покровский в селе Лукино – наследник одноименного «немонастырского» заведения

Не отмечен завидной давностью лет: год закладки первого здешнего культового объекта – 1866. В 2000 г. он удостоился чина монастырского. Так что белокаменный трехпрестольный покровский храм-корабль фактически очень молод. Строение стилизовано под графский особняк. Ландшафтная позиция его предельно выигрышна: на холме, внутри парка-ансамбля с двумя минерально-целебными ключами. Здесь не только оздоравливаются физически – при общине функционирует детско-юношеский кружок «Семья».

Маровский Крестовоздвиженский лесной монастырек на месте великой пустыни под Красными Марами

Пещерный период в 1632 году открыл киевский переселенец-монах Матфей. Затем он соорудил лубяной шалаш, а чуть погодя тут «выросла» Михайло-Архангельская церквушка, собор Крестовоздвиженья да церковь Святой Троицы. История пустыньки нестабильна: она то преуспевала, то жестоко бедствовала. Послереволюционные упразднения для площадки с деревянной Троицкой церковкой завершились плачевно: от монастыря приличных размеров после 1927 года осталась малая толика – фундамент каменной стены.

Читаем также Как подготовиться к паломнической поездке

Отстраивать монастырь-великомученик начали в 2008-2009 годах.

Современный вид

Выстраиванию предшествовал крестный ход от порога Богословского до крыльца Крестовоздвиженского храма. Бревна-венцы освятили годом позже – и приступили к закладке-строительству рубленого Никольского собора-теремка – уютного, о двух главах, с удлиненным крылечком и колоколенкой над входом, по образцу резного балкончика под двускатным покрытием. Иконостас внутри трехъярусный, без излишеств. Внешне храм ярок, подчеркнуто декоративен, обнесен металлической оградой.

Маровский Крестовоздвиженский монастырь

Святынь две: источник «Избавительница» и икона Божией Матери с тем же названием, доставленная из Иерусалима. Монастырек пока в фазе становления, однако молебны тут регулярны, требы заказываются и пожертвования принимаются.

Свято-Троицкий Островоезерский монастырь под Ворсмой

На сенсорном уровне этот чудо-монастырь вызывает ощущения противоречивые: здесь суровость удаленного от цивилизации островного быта смягчает умиротворяющая природа-волшебница – самая что ни на есть старорусская, знакомая нам с колыбели.

Читаем также наш обзор: Свято-Троицкий Островоезерский женский монастырь Нижегородской области

Вехи истории

Созданием своим монастырь-остров обязан двум сподвижникам – пустыннику-веригоносцу Макарию и Борису Черкасскому – русскому князю времен Иоанна Грозного. Бревенчатый храм сменил тесные братские кельи в 1579 году. Кусочек Ризы Сына Божьего привезли сюда из Персии в 1624. Обзаводилась же церквями-колокольнями-трапезными пустошь еще более века, и добрую службу в святом этом деле сыграл знаменитый отечественный зодчий Павел Потехин. Процветание островному ансамблю обеспечил род Шереметевых.

Свято-Троицкий Островоезерский монастырь

А вот до основания разрушить его «постарались» уже в 20-90-е годы прошлого века. Возвращать удивительной Обители-на-водах былое величие начали в 2007. Причем в видоизмененном статусе: вместо монахов-парней корпуса заселили девицами-монашками. Комплекс не только быстро отстроили-обустроили, но и порадовали решением перезахоронить здесь останки отца-схимонаха Макария.

Современность: торжество красоты и духа

Сегодня среди храмов-часовенок-символов находим:

  • собор Троицы Живоначальной;
  • дуэт церквей – Иконы Казанской Богоматери и Михаила Малеина, покровителя рода Романовых;
  • пару симпатичных уединенных часовенок – Макария Египетского и Богородицкой иконки-символа «Экономисса»;
  • два креста-монумента – побольше и поменьше, внутри и вне монастырской территории.

Бескрайность и тишина водоемов, обилие клумб, зелень газончиков, чистота дорожек, умение сестриц-монахинь принять-приютить-накормить и, главное, выслушать восхищают. Едут сюда охотно, поодиночке, с друзьями и семьями – причаститься к возвышенно-эстетическому, исцелить душу и насладиться безмятежностью матушки-природы.

Желтоводская Макариева Троицкая обитель в Макарьево-Лысково

600-летие Свято-Троице-Макариевой пустыни, детища Макария-инока, выходца из Печерска, не за горами – а монастырь-форт с белоснежными крепостными стенами так и не состарился. Его моложавость оттеняют волжско-унженская гладь с кудрявыми облачками, заглядевшимися на свое отражение в озере, и одухотворенность девичьих лиц сестриц-насельниц.

Желтоводская Макариева Троицкая обитель

Когда-то эту цитадель посещали великие Петр и Екатерина. Сегодня монастырь-город открыт для паломников-христиан и поклонников древнерусского зодчества.

Читайте также отдельный обзор: Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь

Третий этап возрождения красавицы-обители на удивление светел – вопреки темноте вод у ее подножия и грузу столетий за плечами.

Объекты  поклонения

Это прежде всего роскошные храмы:

  • знаменитый бессмертными фресками собор в честь Троицы Святой-Живоначальной;
  • Успенско-Богородицкий и Макариевско-Желтоводский храмы;
  • привратная церковь-башня архистратига Михаила Архангела;
  • келейно-домашняя церковь Григория Пельшемского.

Икон-мощей-могил тут два с лишним десятка, перечисление их затруднительно. Самыми уважаемыми признаны Макариева глава и икона со следами его праха, а также древнее кладбище-некрополь. Впечатляет и монументальная фигура вглядывающегося вдаль Макария-схимника-первосвятителя, со свитком в руке да огромным крестом за спиною.

Молитвы в сестринстве озвучиваются на церковнославянском, посетительниц просят одеваться по-женственному. В приюте воспитываются 20 девчушек – в духе скромности, доброты и послушания. Подчиненные доминирующей единице подворья-филиалы с храмами Преображения и лика Богоматери Казанской находятся в городе Лысково и близлежащем поселке Макарьево.

Абабковский великомучеников Николая и Георгия монастырь-коммуна в Молодежном-Абабково

Обитель с 200-летней историей (год основания 1818) создавалась на правобережье Оки-реки по благословению Серафима Саровского как богадельня. Переименовывалась в общину, потом – в 3-классный монастырь. В 20-е годы он был закрыт и доведен до жалкого состояния. Как организация возрожден в 1995; с тех пор приютил более 20 сестер-послушниц. Восстанавливается, соотнесен с подворьями в Павловском районе (Островоезерским Святой Троицы, Горбатовским с храмом Божией Матери и некоторыми другими).

Абабковский великомучеников Николая и Георгия монастырь

Имеет часовню Илии Пророка. Подчиняется уставу Дивеевского монастыря, систематически практикует крестные ходы с участием детворы-подростков. Ведущая икона-хоругвь – лик Николая Чудотворца – завезена недавно из г. Бари.

Иверский монастырь-благотворитель в Выксе

Изначально задумывавшийся и функционировавший как мини-богадельня на 12 душ, до общины-монастыря эта группка невзрачных домишек «доросла» позже – уже когда соорудили мощную 68-метровую колокольню с рассчитанной на тяжелую коллекцию звонницей. Самый большой из здешних красавцев-колоколов весил 17630 кило, а весь музыкальный набор в 18 единиц превышал 32 тонны. Соборов-хоругвей было немало – как и хозяйственных корпусов при них.

Иверский монастырь-благотворитель в Выксе

После пролетарской революции запас образов-звонов-утвари национализировали, келейные блоки приспособили под жилье, а соборно-колокольную часть Выксунского ансамбля взорвали, похоронив под обломками черниц, не пожелавших покинуть пещерные кельи. Восстановительный цикл развернулся в 90-е годы. Религиозный союз-сестринство зарегистрировали, освятили временный престол, отслужили литургию. Реставрация началась, по сути, с нуля.

Что есть сейчас

  • Красивый, в бело-бирюзовых тонах престол-притвор уничтоженного взрывом Троицкого собора.
  • Храм в честь образа Богоматери Иверской и одноименная символическая икона-реликвия.

Сам монументальный красавец-собор в лесах: его восстанавливают. Трапезная и гостевой блок функционируют. Заночевать есть где, а уж пирожки тут сестрички пекут – пальчики оближешь!

Из святынь имеются металлические гробнички-ковчеги с фрагментами мощей трех десятков богоугодников-великомучеников и два целительных источника.

По линии просветительства успехи налицо: в музее истории обители множество старых фотографий, издается собственная газетка – «Иверский листок». А еще тут воспитываются 13 девочек-сирот. Жизнь идет…

Иверско-Софрониева пустынька близ Арзамасского села Ковакса

Этот основанный старцем Софронием в 1907 году в лесной глухомани мини-монастырек никогда прежде как пустынь не функционировал. 12 девиц-монашек пожили там недолго – в 1929 году девичью общинку разогнали, а избушку-храм растащили по бревнышку жители соседних хуторов.

Иверско-Софрониева пустынька близ Арзамасского села Ковакса

Вернуть пустынь-дачку в лесу к жизни попытались в середине 90-х, но почин не задался. Лишь в 2001 началось реальное возрождение: возвели сруб с часовенкой в древнерусском духе и окружили ее полудюжиной времянок. Церквушка-теремок двухкупольная, очертания стен-крыльца-кровли милы и уютны. Сестер-пустынниц мало; они ухаживают за коровами и козами, пишут иконы и присматривают за могилкой незабвенного отче Софрония – любимым уголком паломничества жителей округи.

Монастырь-собор иконы Богоматери «Утоли моя печали» в селе Дальнее Давыдово

Возникновение Дальнедавыдовской общины (причем именно в женском варианте) предрек Серафим Саровский, поручив воплощение пророчества в жизнь своим преемницам Дарье Табориной и Вере Соколовой. В собратство (точнее сосестринство) послушницы вошли в году 1845, но сам собор-основа был заложен в 1862, а введен в строй лишь в 1867 году. К моменту упразднения в 1927-1928 годах тут красовались уже два храма, а за стенами обители проживало 150 дев-монашек и малолетних сироток.

Монастырь-собор иконы Богоматери «Утоли моя печали» в селе Дальнее Давыдово

Частично здания уцелели, но пристройка-придел развалилась. Сегодня монастырь реконструируется. Белостенный, с голубой узорной отделкой ребер-окон-крыльца собор во имя иконы Матери Божией «Утоли моя печали» выглядит отлично, лаконичен и запоминается неординарной планировкой помещений. Усадебка озеленена и благодаря обилию газонов-клумб-пергол напоминает скверик. Двухэтажный корпус-общежитие с церковной пристройкой восстанавливается. Все исправно, посетителей ждут.

Крестовоздвиженская обитель в Быдреевке – украшение Кировской трассы на отрезке Семенов – Борская сторона

Участь этого монастыря-мученика вызывает одновременно сочувствие и уважение. К тем, кто вывел его из полного, казалось бы, небытия…

Храм у дороги: цепь взлетов и падений

Сведения о Бодреевке, владеющей бортническими угодьями Макарьево-Желтоводского монастыря, где, возможно, и своя церковь была, да только разорили ее татары, туманны и хрониками не подтверждены. Но что новый деревянный храм селяне заложили-сколотили тут в начале века XVIII – факт достоверный. Освятили церковь в 1764, а годков 30 спустя тут и колоколенка с погостом появились. Ненадолго, правда: все испепелил пожар.

На том, к несчастью, бедствия не закончились: установленный на месте пожарища дуэт церковь-колокольня хоть и выдержал полтораста лет, но по причине бесхозности и безденежья не раз сокращал штат священнослужителей, а в годы советской власти был не только разграблен, но и поруган жестоко и бессмысленно. Через кладбище проложили дорогу, а храм перестроили – под крахмальный завод, а потом и под цементный склад, со ржавыми металлоконструкциями и бетонной емкостью.

День сегодняшний

Руины предстояло расчистить, бетон вывезти, овраг-свалку освободить от хлама и засыпать землей. А далее фантазировать, оттолкнувшись от фундамента: кладка-то не сохранилось. На проектирование-стройку-отделку потратили 5 лет – и в 2010 новенький храм-двухпрестольник в честь Воздвижения Честнаго-Животворящего Креста Господня дождался освящения.

В 2016 под зелеными куполами-панамами, возвышающимися над полотном придорожной ограды, открылся православный монастырь. Он постоянно оглашается ребячьими голосами и смехом: тут заработала воскресная школа-гимназия, где не только учат, но и устраивают праздники в актовом зале, водят в турпоходы, прививают творческие навыки.

Скорбященская мини-обитель в Малой Пице Дальнеконстантиновского района

Мало-Пицкий Скорбященский монастырь снаружи – храм-лаконик: объемами невелик, снаружи неприметен, архитектурно прост. От богаделенки конца XVIII века, с которой все начиналось, не осталось ни кирпичика, и реставраторы оттолкнулись от того, чем учреждение было до последнего времени – «оболочки» школы-десятилетки. Отсюда и светско-бытовая внешность зданьица с кое-какими деталями средневековой поместной стилистики.

Но благонравный дух Богородичного монастыря-тихони удалось сохранить. По-женски опрятен храм-молельня в честь Михаила-архистратига: блистает алтарь, на гладком полу ни пылинки, окна вымыты, кресты-подсвечники-лампадки-подвесы гармонируют с иконостасом, композиционно оттеняя его. Ревностное отношение сестер-послушниц к составляющим их кроткого, праведного мирка сквозит в каждой мелочи. Умиротворяюще-смиренная атмосфера усиливает желание молиться-исповедоваться-причащаться.

Филиалы-иконы-святыни

Иконок пока две, обе во славу Марии-Богородицы: «Всех Скорбящих Радость» и «Экономисса» (дар Афона).

У церкви-доминанты есть дальняя часовенка в Нижнем, на Варварской улице. Она отреставрирована, знакомит с мощевиками-святынями и дополнительными иконами (например, Иова Почаевского). На очереди – восстановление зданий-общежитий по соседству.

Арзамасское подворье – достойная ветвь Дивеевского Свято-Троицкого монастыря

Расположенному в г. Арзамас дочернему отделению Серафимо-Дивеевской обители более трех столетий: год его рождения – 1703, а главный спонсор-благодетель – зажиточный купец Иван Масленков. Купеческие вклады и умное руководство обеспечили местному Рождественскому приходу строительство дуэта-ансамбля церквей – структурно сложных и между собой совершенно несхожих. Храмы были упразднены-забыты, а в 30-е годы Смоленско-Рождественский еще и разрушен настолько, что нижний его ярус уподобился фабричному бараку.

Что можно увидеть сегодня

Вплотную друг к дружке высятся и принимают паломников два храма.

  1. Многоглавый, стилистически приближающийся к ранней готике собор Рождества Христова, объединивший три престола под нетривиальной остроугольной кровлей. Здесь хранится икона с крупицами праха Серафима Саровского. Элегантность внутренней отделки и роскошная атрибутика завораживают взгляд.
  2. Великолепная – с синими в звездах куполами и небесно-голубыми фасадами при белой окантовке – двуглавая Смоленская красавица-церковь. С равновеликой ей колокольней аналогичного цвета-стиля. Совсем недавно в ней освятили придел двух святых Александров: Невского и Свирского.

Насельниц тут подвизалось пока восемь-десять, и безделье – не их жизненное кредо. В этом убеждает активнодействующий воскресный садик-школа для малышей трех-семи лет.

Комментариев нет