Все действующие монастыри Нижегородской области: обзор и советы паломникам
За нижегородчиной давно закрепилась слава русской храмово-монастырской мекки. Оснований для этого несколько, и ведущее среди них – обилие монастырей с уводящими вглубь истории корнями. На рубеже XX-XXI столетий после затянувшегося безвременья эту культурную сферу стали возрождать физически и духовно. Ныне в Нижегородской митрополии насчитывается не менее двух (по некоторым подсчетам даже до трех) десятков основных усадеб-ансамблей с подворьями и скитами при них. Половина этого собратства – действующие либо заново обретающие статус таковых.
Общая статистика и перечень действующих монастырей
Из 25 официально обозначенных в справочниках православных монастырей Нижегородской области (а в ней с некоторых пор не одна, а целая тройка епархий) мужских скито-монастырских образований сегодня 10, женских – 15. Система их в обобщенном виде – ниже.
Мужские монастыри Нижегородской области
- Свято-Успенский в подворье-пустыни г. Саров;
- Спасо-Преображенский при древних соборах-церквях в Арзамасе;
- Благовещенский – древнейший, непосредственно в Нижнем Новгороде;
- Свято-Вознесенско-Печерский – в Нижнем же Новгороде;
- Свято-Успенская Флорищева пустынь-монастырь в поселке Фролищи;
- Амвросиев Дудин Николаевский – там же, на линии Дуденево-Тетерюгино;
- Оранский Владимирской иконы Богородицы в Богородицком же районе (с. Оранки);
- Богородице-Феодоровский в честь образа Божией Матери в городке Городец;
- Высоковский Успенский монастырь в поселке Выселки Ковернинского района;
- Покровский монастырь-пустынь в Балахне – восстанавливаемый, но вполне «рабочий».
Женские монастыри Нижегородской области
- Арзамасский Свято-Николаевский, с двумя сельскими скитами;
- Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский в Дивеево и соседних населенных пунктах;
- Свято-Троицкий Белбажский и Кутузовский скиты, отпочковавшиеся от Дивеевской структуры;
- Крестовоздвиженский Нижегородский – воссозданный на базе трех отдельных комплексов;
- Покровский в селе Лукино, преобразованный из одноименного «немонастырского» храма-церкви;
- Маровский Крестовоздвиженский лесной монастырек рядом с поселком Красные Мары Спасского района;
- Свято-Троицкий Островоезерский в г. Ворсма – «перепрофилированный» из изначально мужской обители;
- Желтоводский Макариев монастырь, охватывающий храмы поселка Макарьево и райцентра Лысково;
- Абабковский великомучеников Николая и Георгия общежительный монастырь Павловского района;
- Выксунский Иверский храмовый ансамбль, переименованный в монастырь уже в начале XXI века;
- Иверско-Софрониева пустынька внутри «треугольника» Ковакс-Николькое-Наумовка в Арзамасском районе;
- Дальне-Давыдовский монастырь-собор иконы Богоматери «Утоли моя печали», вновь открытый в Вачском районе;
- Крестовоздвиженский – выросший на месте сменявших друг друга культовых сооружений села Быдреевка недалеко от Семенова;
- Скорбященский – мини-монастырь во славу иконы «Всех скорбящих Радость» в селении Малая Пица Дальнеконстантиновского района;
- Арзамасское подворье, исторически связанное со Свято-Троицкой Дивеевской общиной и в значительной мере подчиненное ей.
Описание-обзор монастырских объектов: мужские монастыри
Успенский монастырь в Саровских лесах
Читайте также наш подробный обзор города Сарова, его храмов и монастырей
Историческая справка
Первой вехой в истории монастыря стало появление на холме над местом слияния рек Саровки и Сатиса земляных пещер в 1664 году. Спустя без малого полстолетия (в 1706 г.) пещеры-кельи объединились в монашеское поселение. На молитву стали собираться уже в деревянной церквушке «Живоносный источник». Позже церковь-избу на территории, прозванной «Старым городищем», заменил каменный храм, затем к нему добавились хозкорпуса, а вокруг заколосились богатые житницы.
Идиллию нарушили события 1917 года. Они развернули цепочку разрушений и осквернений храмов-общежитий-родников (и последние тут имеются, причем с целебной водицей).
Читаем также о святых источниках Нижегородской области
После 1927 года здесь нашла приют трудовая коммуна для ребятишек, а чуть погодя – детско-подростковая исправительная колония, которую в сороковые годы сменила закрытая режимная зона для взрослых осужденных.
Возврат «антипустыни» в культово-религиозный круг наметился лишь в 1990 году – благодаря регистрации обновленного православного городского прихода. На дальних пустынках зазвучали слова молебнов, а мощи основателя Саровско-Дивеевского святого уголка вернулись на заслуженное, благостное место, где святопочитаемый старец когда-то завершил свой многотрудный путь. Начало века (2005-2016) ознаменовалось работами по восстановлению и переоснащению местных церквей-соборов-колоколен. Они не закончены, но откровенно радуют.
Храмы и святыни: день сегодняшний
Храмы-соборы:
- Успенский, в память о первооснователе-чудотворце прп. Серафиме Саровском;
- Иоанна Предтечи.
Читаем подробнее: Кто такой Серафим Саровский: краткая биография и чудеса
Сопутствующие храмовые постройки:
- Колокольня (сохранилась);
- пещерная церковь-святилище;
- дальнопустынная часовенка-келья.
Церкви:
- Всех Святых;
- Прп. Зосимы-Савватия Соловецких;
- Храм-церквушка Живоносного источника. Уточним: здания 2 и 3 достраиваются.
В числе святынь-реликвий:
- келья и усыпальница св. Серафима Саровского;
- почитаемые иконы – «Скоропослушница» и «Умиление» с ликом Матери Божьей;
- древний молитвенный Серафимов камень;
- памятник первоотцу-пустыннику Серафиму Саровскому.
Из сопутствующих архитектурных элементов интересны «царский» корпус-дворец, угловые башни (выжили, правда, лишь три из пяти) и ступенчатая лестница-спуск со двора. Среди примонастырских заведений заслуживает внимания краеведческий центр православия «Истоки».
Спасо-Преображенский монастырь-город при группе церквей в Арзамасе
Мы также писали подробный обзор церквей и храмов старого Арзамаса
Немного истории
Годом основания красивейшего мега-пряничного Арзамасского Спасо-Преображения считают 1555 (по иным данным – 1556). Начиналось все с холодной соборной церкви, к которой через 30 лет добавилась отапливаемая Рождественско-Богородицкая церковь-малютка. Спасская обитель присоединяла земельные угодья и быстро развивалась. Более основательную, каменную коллекцию в 1638 году «открыла» небольшая церковка Господня Преображения. К ней присоединилась утепленная одноэтажная кирпичная церквушка в честь Рождества Богородицы-матери. Третью, по сути надвратную, Георгиевскую церковь-часовню возвели через полвека.
Прошло два столетия – и хозяйство обросло жилыми и учебными пристройками, обзавелось многоступенчатой колокольней-столпом с десятком разноголосых колоколов, стройным шатровым продолжением и нарядной позолоченной луковкой на макушке. Монастырь процветал, имел свой приют, почитался верующими и значился общежительным – пока не был закрыт в антирелигиозном постреволюционном угаре в двадцатые годы.
Его ипостасями социалистической эры стали швейная фабрика, студенческое общежитие, трест-контора столовых и филиал Госархива областного значения. Архивные функции, отметим, площадка продолжала исполнять до последнего момента – даже после полного почти возвращения совокупности сосредоточенных на ней построек в православно-церковное лоно.
Храмы и реликвии
Наиболее известные из храмов-символов – это:
- пятикупольный трехпрестольный Спасо-Преображенский собор, переживающий очередную фазу ремонтно-реставрационных работ;
- Благовещенская церковь-храм в комплекте с полуразрушенной пятиярусной колокольней (ее сейчас воссоздают-украшают-обставляют);
- часовня-храм Спаса Нерукотворного.
Из святынь-символов особой ценностью обладают:
- Животворящий Крест Господень;
- киоты с мощами уважаемых легендарных святых;
- старинные грамоты, планы, книги в ризницах-подсобках.
Игуменский и братский корпуса обустраиваются, их постепенно заполняют насельники-монахи. Служба налажена, богослужения отправляются регулярно.
Благовещенский Нижегородский мужской монастырь
Звание монастыря-старейшины величественному комплексу досталось по праву: реальное его 800-летие не за горами.
Исторический экскурс
Дата основания, по летописным свидетельствам, совпадает с годом закладки Нижнего Новгорода. Это 1221 год. Основатели-освятители приокско-волжского чуда – князь Георгий Всеволодович и Симон-праведник, епископ Владимирский. Силу стихий монастырь познал неединожды: его разоряли и сжигали еще на заре существования; обустраивали и опустошали, жаловали дарами-грамотами, возводили в ранг ставропигиального, комплектовали святителями и наполняли бесценной литературой. Расширяли, перестраивали, разрушали и заново восстанавливали.
В послеоктябрьскую пору храмы-общежития-двор покинули почти 135 изъятых властями художественно-богослужебных предметов: от расшитых златом-серебром риз и драгоценных рам до затейливых лампад, кадил и украшенных каменьями дарохранительниц. Переосмысление наследия в гражданском духе включило школу, квартиры-коммуналки, склады, депо военного транспорта и даже планетарий. Избежать полной гибели помог статус памятника архитектуры и реставрационные мероприятия 60-80-х.
Только в 1991 монастырь-символ был возвращен Нижегородской епархии, и спустя два года его начали заселять монахами. Годом-двумя позже он стал центром прерванного на три четверти века духовного образования, и с тех пор вопросами возрождения-обустройства занимаются студенты семинарии. Белокаменные храмы восстанавливаются, архимандриты-игумены управляют службой, приезжих принимают охотно, независимо от особенностей вероисповедания. Работает лекторий по культурно-религиозной тематике.
Храмы-святыни-скиты
В уникальном ожерелье – пятерка храмов:
- Пятибашенный собор в честь Благовещения Богородицы – на крестообразном фундаменте с золотыми маковками над белоснежной колоннадой;
- Алексеевская церковь-собор с розовым, сказочной красоты фарфоро-фаянсовым иконостасом;
- Церковь Андрея Первозванного, потихоньку отходящая от «звездной» роли городского музея-планетария;
- Белостенный двухштурмовой тандем трапезная+храм в честь Успения Пресвятой Девы-Богоматери;
- церковь-корабль Сергия Радонежского в оригинальном эклектическом «прочтении» русско-византийского стиля.
Ведущие из святынь-памятников – это:
- Новодельная икона-копия лика Божией Матери Корсунской;
- Иконка «Благодатное небо», приплывшая сюда на льдине в ледоход;
- Частицы бренных мощей святых в хранилище-ковчежце;
- Минеральный родник с исцеляющей водой;
- Памятник-бюст Александру III;
- Скит-символ в бору невдалеке от села Рожново с уютным храмиком в честь иконы «Неупиваемая чаша».
Описанный монастырь-жемчужина – наиболее узнаваемый и видный издалека представитель нижегородской ветви российского зодчества. Живописное возвышенное место, золотящиеся на солнце купола-полусферы, изумрудно-голубые крыши, контраст белых стен-колонн-башенок и зеленых окрестностей, панорама прекрасного града вдали очаровывают и ублажают взор.
Печерский Вознесения Господня Нижегородский монастырь
Красочный, панорамный, издали напоминающий игрушечный акрополь на огромном холме-блюде ансамбль в русской интерпретации византийского зодчества.
Из истории
Приступили к сооружению монастыря-акрополя на месте пещер, выкопанных святителем киевским Дионисием с собратьями-иноками, в 1328-1330 годах. Из-за оползня 1597 г. его пришлось слегка сместить вверх по волжскому течению. Возведенный в 1640-1650 годах монастырь-крепость сохранил облик практически неизменным до поры нынешней. С 1924 по 1994 годы он использовался в светских целях, служа то жильем, то кинотеатром, то мастерской. К идее монашества вернулись в конце ХХ века.
Церкви-реликвии-музеи: наше время
В наборе культовых построек-храмов:
- Вознесенский собор о пяти главах с длинной переходной галереей и просторным крытым гульбищем;
- Надвратная церковь-арка Евфимия Суздальского и Успенская церковь-шатер с трапезной палатой;
- Трехъярусный шатер-колокольня, окрещенный местными прихожанами «Пизанской башней»;
- Соединенный с архиерейским корпусом домовой храм Сергия Радонежского;
- Храм братьев-апостолов. Петра и Павла.
Перечень святынь-музеев-реликвий включает:
- Раки со 150 фрагментами останков Киево-Печерских чудотворцев и Божиих угодников;
- Емкости-ковчеги с частичками праха Матроны Московской и Симеона Верхотурского;
- Множество икон-оригиналов и образов-списков – целителя Пантелеймона, Дионисия Суздальского, Владимирско-Оранской и Киево-Печерской Богоматери.
На территории функционируют содержательный церковно-археологический епархиальный музей и обретается издательство журнала «Нижегородская старина».
Свято-Успенская Флорищева/Фролищева пустынь
Она обосновалась в тишайшем, отдаленном от трасс-дорог лесистом участке, на вершине высящегося посредине царства озер и рек плоского холма, на северо-западе Нижегородчины.
Данный монастырь мы подробно рассматривали в нашем отдельном обзоре: Монастырь Фролищи Нижегородской области
Хроника: даты и события
Построили монастырь-пустыньку у берегов бойкой речушки Лух в XVII веке. Здешними первопоселенцами были Мефодий с группкой братьев-отшельников, а первостроителем рукотворных объектов считают Илариона-святителя. Он добился царского благословения на возведение в диком уголке в 1651 г. церкви Успения Богоматери – поначалу рубленой, а с 1681 г. уже и каменной. Монастыршее хозяйство расширялось за счет земель-зданий-реликвий, голицынских даров – и выросло в солидный, богатый город-храм.
В послереволюционные 20-30-е годы приозерный монастырь был закрыт, разворован, передан армии и в итоге предельно обветшал. К жизни его возвращали всем миром, начиная с 2005 года. Теперь это настоящий комплекс-сказка.
Храмы-часовни-памятники
- Пятиглавый Успенский Богородицкий собор;
- Три церкви – 1) Святотроицкая, 2) Петропавловская надвратная и 3) соловецких иноков Зосимы и Савватия;
- Белоснежная 49-метровая красавица-колокольня.
Композиционно безупречная структура докомплектована дюжиной общежитско-учебно-хозяйственных построек, рационально расставленных по емкому двору-скверу. Она светла, обихожена, просматривается насквозь и умиротворяет взор. На крохотном кладбище есть могилка постриженика Боголепа (в мирской жизни – князя Голицына). Обзор и озерное окружение очаровательны. Здесь отдыхают душой, взглядом и телом. Служба организована, вход бесплатен, функционирует воскресная школа.
Николо-Амвросиев Дудин монастырь-цитадель: мал да удал!
Местоположение этого ансамбля-малютки с минимумом привычных для таких объектов зданьиц удачно: и обозреть есть что, и отстраняешься от суетных забот без усилий. Компактный, по-домашнему милый пятачок попал внутрь кольца сел Дудино-Тетерюгино-Желнино. В июле он похож на игрушечный дворик с теремками-домиками над Окским берегом, в январе – на зимовье Деда Мороза под снежными крышами-шапками. Башня-звонница, церквушка, служебно-хозяйственные флигельки – вот нынешние его составляющие. А ведь когда-то…
Читайте также наш подробный обзор Амвросиев-Николаевский Дудин монастырь
Как было раньше
По мнению историков, местечко для монастыря-усадьбы в 55 км от Нижнего Новгорода было облюбовано отшельниками в XII веке. Летописцы же сей факт отметили тремястами годами позже (в 1408), связав его с именем первонастоятеля Амвросия – вдохновителя иноков-зодчих и селян на возведение сторожевого монастырька-крепости. Из бревен, а затем и из камня. К XIX веку ряд классических соборов-палат пополнили скотный двор, конюшни, кузница, мастерские, водонапорная башня-вышка и даже оранжерея.
Груды руин – результат полного забвения усадьбы-крепости при Советской власти – возвращать к жизни начали в 2000 году. Монашеское житие тут возобновилось в 2007.
Архиерейское Дудино подворье сегодня
Из храмов в идеальное состояние приведен центральный, Успенский – образец лаконичной неоклассики. Обустроен скромный келейный блок, укомплектована всем необходимым башенка-звонница, стилистически тяготеющая к готике. Малиновый звон тяжеловесов-колоколов слышен на много миль…
Под горой струятся два живительных потока – Николая Угодника-чудотворца и Сергия Радонежского. Состав их рекомендован для желающих исцелиться от желудочных хворей.
На площадке-выступе у витых врат гостей встречает 9-метровый поклонный крест-символ – знак гостеприимства, готовности к помощи болезным, разуверившимся, ищущим моральной поддержки и сочувствия.
Оранско-Богородицкая Владимирской иконы обитель
Фундатором Богородицко-Оранской пустыни на Словенском взгорье был Петр Глядков (он же – монах-схимник Павел), воплотивший виденный им вещий сон в действительность в 1634 году. С благословенного этого места началась эпопея крестохождений по Руси с иконой-исцелительницей, способной на чудеса необыкновенные.
О данном монастыре мы также рассказывали отдельно: Оранский Богородицкий мужской монастырь Нижегородской области
Соборы-иконы-шествия: истоки традиции
Окруженное заволжскими лесами Орано поле родиной крестоходного обряда считают многие богомольцы: дар избавлять народ с помощью икон-крестов-хоругвей от эпидемий и прочих напастей проявил себя именно тут. Чудо-образу молились в церкви, с ним обходили подвергшиеся испытаниям города-веси с целью борьбы с бедами. Задачи свои икона-спасительница выполняла успешно, монастырь же вызывал всеобщее поклонение и трепет в душах.
Церковные и вспомогательные постройки
Обиталищем иконы-чудотворницы, копии лика Владимиро-Успенской Богоматери, стал одноименный летний собор-доминант. В холодный сезон помолиться-покреститься-повенчаться приходят уже в зимнюю Рождественско-Богородицкую церковь. Есть тут еще два храмовых творения: домовая церквушка-молельня Петра и Павла при вместительной трапезной да надстройка-храм имени Нектария Киево-Печерского над главным входом. Архимандричий, братский, хозяйственный и общежитско-гостевой корпуса дополняют картину.
Параметры и фундаментальность монастыря-колосса впечатление производят неизгладимое, – это стоит повидать. Нелишне и окунуться в купель: грех не примерить к себе эффект двух уникальных чудо-ключей.
Богородице-Феодоровский в честь образа Божией Матери в Городце
Окрещен в честь иконы Божией Матери Одигитрии, обнаруженной в данной местности и хранившейся изначально в монастыре-часовне из бревен. Что по древности с ним на нижегородско-суздальских землях вряд ли какое святилище сравнится, доказывает 1154 год основания (княжение Юрия Долгорукого). Известен монастырь-старейшина тем, что в нем скончался Александр Невский (в схиме Алексий).
В 1700 году усадьба отдалилась от русла Волги.
Обитель неоднократно подвергалась пожарам-разорению от рук воинов Батыя и ханских князей, а незадолго до 800-летнего юбилея ее храмы взорвали еще и большевики. Возрождаться из пепла Городецкий монастырь-страдалец начал в 2009 году. Двоицу собор-колокольня выстроили заново, в точности скопировав их первоначальные очертания –благородные, с налетом отечественной неоклассики.
Храмы-святыни-святые
Собор тут один – Феодоровский, о пяти златых главах. В перечне икон-святынь самая важная – копия находящегося в Костроме образа Матери Господней. Ей более двухсот лет. Представлена и икона-список Киево-Печерских угодников с 84 элементами их тел. Здесь же – обширный набор мощей: благоверного Александра Невского, Феодора Стратилата, Андрея Первозванного и еще доброго десятка мучеников-мучениц-святителей.
Иконостас невероятной красоты, сложный декор, эстетика алтаря-одежды-утвари завораживают. Не обошлось и без пищи для ума в виде православного миссионерского центра – с музеем истории, научно-исследовательским отделом, выставочными экспонатами, аудиториями, читальным и кинозалом.
Высоковский Успенский монастырь в Выселках
Самый северный из всех описывавшихся до этого монастырь-отшельник – уединенный, поздно порвавший со старообрядчеством в пользу единоверческого поповства. Основан в 1784 году монахом-старообрядцем Герасимом из казачьего рода. Деревенька Высоково была пограничной и после админреформ «перекочевала» из Костромской в Нижегородскую губернию. Монастырь расстраивался долго и достиг внушительных размеров. От крупных поселений он был сильно удален, народу тут всегда проживало мало.
Девиз «прогнать попов-монахов и все национализировать» был истолкован коммунистами-комсомольцами буквально и закончился не только арестом иерей, епископов, изъятием пашен-скота-мастерских и денег из казны, но и уничтожением главных твердынь – с разбитием и переплавкой колоколов и приспособлением под склады-общежития-конюшни того, что уцелело. Возврат к монашеству состоялся в 1999-2000.
Храмовый сонм, святыни
- Собор Успения Святой Богородицы;
- Храм Николая Чудотворца и одноименная домовая церковь в Келейном блоке-общежитии;
- Храм имени Вселенских наставников Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова.
- Святыни-реликвии: мощевик с досточтимыми останками и икона «Невеста Неневестная» – символ непорочности Девы Марии.
Очарование композиции – в ее сдержанном лаконизме. Группа окружена лесами и поражает мощью построек и стен. От них веет силой и духом сурового европейского Севера.
Условно действующий Покровский монастырь-пустынь в Балахне
Основан в 1-ой половине XVI века («точка отсчета» – 1552 год). Прежде имел Никольскую и Покровскую церкви, небольшую двухъярусную шатровую колоколенку рядом и несколько попутных построек, включая хлебодарню, заброшенную соляную варницу, кладбище. Первая церковь используется уже сейчас: в ней осуществляются Литургия и Вечерня. Восстановительные работы сосредоточены вокруг храма Покровы и близки к завершению. Обновленные кресты-купола были освящены весной 2018.
Важнейшая из святынь – пребывающие в подклети старинного Николького храма мощи его иеромонаха-прародителя Пафнутия.
Обзор женских монастырей Нижегородской области
Арзамасский Свято-Никольский с Новослободским и Новоусадским скитами
Этот девичий монастырь-квартал в центре Арзамаса у большинства заглянувших сюда вызывает чувства трепетно-нежные – невзирая на небольшие размеры, скромность фасадов и тесноту двора. Причиной ли тому приветливость насельниц-монахинь или дело в успокоении, исходящем от икон-заступниц, сказать сложно. Но что обитель любима – факт бесспорный.
Исторический срез
Основанный в году 1580 арзамасцем Феофилактом Яковлевым, комплекс был ровесником Иоанна Грозного. Деревянный с момента рождения Свято-Николаевский храм не раз сгорал, но упрямо восставал из пепла. Пока бревенчатый сруб в 1811 году не сменили диада церквей – каменная Богоявления Господня да пристроившаяся рядышком Никольская. Усадебка слыла многопрофильной: бело- и золотошвейный цеха органично уживались с башмачной, вязальной и живописной мастерскими. Схимонахини были отменные рукодельницы.
В 1924 обитель закрыли, монахинь-артельниц разогнали, а здания обрекли отчасти на разрушение, отчасти – на участь коммуналок. Возврат в Нижегородскую епархию состоялся в 1994 – после 70 лет застоя.
Храмы-скиты-святыни
Действующих храмов по-прежнему два – в честь Богоявления (верхний, на втором этаже) и Боголюбской иконы Пресветлой Владычицы (нижний, в цокольном помещении). Подходит к концу строительство-отделка третьего – Собора Святителя Николая с приделом врачевателей Космы/Кузьмы и Дамиана/Демьяна.
Иконы все утешительно-светлые:
- «Избавление страждующих от бед» – с обнадеживающей обиженных и излечивающей немощных Пречистой Девой и Спасителем в облаках;
- «Достойно есть» – порубленный богоборцами образчик иконки-страдалицы Матери Божией;
- местночтимая икона-лик первоустроителя Николая-Чудотворца Можайского.
Благое воздействие светлоликих утешителей усиливают серебристая плащаница и останки Оптинских старцев да мученицы Татианы в мощевичках.
Деревенских скитов-филиалов два – Сергие-Радонежский в с. Новый Усад и Рождества Иоанна Предтечи в с. Новая Слобода.
Насельниц-монашек тут полсотни. Они занимаются творчеством, изучают редкостные книги публичной библиотеки, шефствуют над воспитательной колонией.
Серафимо-Дивеевская во имя Святой Троицы обитель
Крупейший, прославленный Серафимом Саровским монастырь (в обиходе просто «Дивеево») почитаем как четвертый по счету земной Богородицкий удел. Возник более 250 лет назад – во 2-ой половине XVIII века. Храмовые сооружения его солидны, но не тяжелы и не давят – напротив, органично вписываются в ладшафт и на редкость благородны. Это признанный, вызывающий трепетно-уважительное отношение центр паломничества.
Исчерпывающе история создания его представлена в «Летописи» Серафима Чичагина.
Большинство материалов нашего сайта посвящено именно Серафимо-Дивеевскому монастырю и жизни в Дивеево. Здесь вы можете почитать истории и отзывы о поездке в Дивеево, подробно ознакомиться с храмовым комплексом монастыря, а также узнать о перспективах Дивеево и светской жизни в Дивеево вне монастырских стен
Соборы-часовни-скиты-подворья
Их много. Только на основной площадке сосредоточено 8 корпусов – отдельных и в единении с другими постройками. Это:
- грандиозные многокупольные пятипридельные Троицкий и Спасо-Преображенский соборы;
- Казанский соборчик из дерева с рядом престолов-приделов святых и блаженных;
- дуэт церквей Рождества Христова и Матери-Богородицы, иногда называемых приделами;
- домашняя двухэтажная церковь-полуигуменская, возведенная во имя Марии Магдалины;
- храм-трапезная в честь св. князя-полководца Александра Невского;
- прибольничная церковь-богадельня для престарелых монахинь;
- колокольня, в совокупности с кровлей-крестом превышающая 70 метров.
Газоны с просторными аллеями парковой зоны ухожены, планировка их оправдана. Есть милые часовенки (например, недавно Серафима-Чудотворца из Сарова – на площадке-фундаменте старой Батюшкиной мельницы).
Читаем также: О чем просят и в чем помогает Серафим Саровский
Скитов-церквушек, координируемых из центра, к монастырю приписано не менее двадцати. Это Кутузовский, Покровский (с. Канерга), Никольский (с. Автодеево) и другие. Освященный в 2008 г. многокорпусный Белбажский Святотроицкий на Белбаж-реке в Ковернинском районе подготовлен к проживанию-молебнам и вводится в эксплуатацию.
Читаем подробно о скитах дивеевского монастыря
Наслышаны туристы и о широко известной Святыне-Канавке Царицы Небесной. Из традиционно причисляемых к святыням-реликвиям следует упомянуть иконы Матери Божией «Умиление», «Всех скорбящих радость», одеяние и мощи покровителей-святых, среди которых семеро жен-великомучениц – Александа и Марфа с Еленой; Пелагея и Параскева с Марией, а также Матрона Власова.
Направления деятельности
Сестер-монахинь в разных отделах подвизалось не менее четырех сотен, и цифра эта увеличивается. Тут радушно, с удобствами принимают гостей-паломников, обеспечивая им комфортное проживание и здоровое питание – без оплаты за столь серьезные услуги.
Читаем также Как живут монахини в Серафимо-Дивеевском монастыре
Община помогает малообеспеченным, поддерживает заключенных, опекается воинскими подразделениями, интернатами, детдомами и медучреждениями. Со вкусом оборудованы здесь площадки для детворы, игровые и прогулочные. Работают музыкальные, художественные школы-кружки, есть шикарная библиотека.
Читаем подробнее о Библиотеке в Дивеево, недавно созданном Центре Славянской культуры, а также дивеевских школах и развитии молодежи
Крестовоздвиженский Нижегородский – монастырь-преемник триады обителей Окских
Зачатьевская, Воскресенская, Происхожденская – цепочка названий обителей-прародительниц храмового ансамбля правобережья Оки, не имеющего равных себе в смысле порядка, чистоты и организованности. На косе под кремлевским валом было не выстоять: зыбкость почв и огнеопасность древесины вынудили основанную в 1370 г. Анастасией Ивановой (в монашестве Вассой, затем Феодорой) пустынь к серии переездов. Монастырь строился-рос-переназывался – пока не обрел в XVIII столетии имени Крестовоздвиженского.
Последняя смена адреса-местоположения состоялась в 1812-1815 г.г., после очередного пожара. С тех пор мини-фортеция успешно заполняла отведенный ей городской квартал содержимым, доводя его до совершенства. В советское время комплекс использовали для лагерных, фабрично-складских нужд и частичного разрушения избежать не удалось. Теперь восстановительные работы почти завершены, монастырь функционирует.
Что посмотреть: храмы-образа-святыни
Сегодня в историческом букете:
- Воздвиженский собор-пирамидка, со спускающейся уступами от купола-доминанты кровлей, украшенной причудливыми золочеными маковицами-чашами и конусообразными шпилями на мелких козырьках;
- необыкновенно элегантная церковь-одноглавка иконы «Всех скорбящих радость»;
- крест-распятие в 4 с половиной метра, с дивной росписью мастеров-иконописцев из Троице-Сергиевской Лавры;
- мини-крест поскромнее, со щепочками древа Животворного Креста;
- ковчег-мощехранилище Киево-Печерских святых.
Как совместить каноны и новшества
Подкупольные фрески жизнеутверждающи, оконные рамы неоднотипны, ажурные светильники, укрытия-навесы, воротца и скамейки-лавочки выкованы с налетом креатива, в манере отнюдь не канонической. Такая атрибутика – гимн искусству гибкому, не подчиняющемуся скучным критериям. Но преемственность не исчезла – ее хранят мастерские-школы: воскресная, иконописная и обучающая основам медицины. Просветительство в почете.
Покровский в селе Лукино – наследник одноименного «немонастырского» заведения
Не отмечен завидной давностью лет: год закладки первого здешнего культового объекта – 1866. В 2000 г. он удостоился чина монастырского. Так что белокаменный трехпрестольный покровский храм-корабль фактически очень молод. Строение стилизовано под графский особняк. Ландшафтная позиция его предельно выигрышна: на холме, внутри парка-ансамбля с двумя минерально-целебными ключами. Здесь не только оздоравливаются физически – при общине функционирует детско-юношеский кружок «Семья».
Маровский Крестовоздвиженский лесной монастырек на месте великой пустыни под Красными Марами
Пещерный период в 1632 году открыл киевский переселенец-монах Матфей. Затем он соорудил лубяной шалаш, а чуть погодя тут «выросла» Михайло-Архангельская церквушка, собор Крестовоздвиженья да церковь Святой Троицы. История пустыньки нестабильна: она то преуспевала, то жестоко бедствовала. Послереволюционные упразднения для площадки с деревянной Троицкой церковкой завершились плачевно: от монастыря приличных размеров после 1927 года осталась малая толика – фундамент каменной стены.
Читаем также Как подготовиться к паломнической поездке
Отстраивать монастырь-великомученик начали в 2008-2009 годах.
Современный вид
Выстраиванию предшествовал крестный ход от порога Богословского до крыльца Крестовоздвиженского храма. Бревна-венцы освятили годом позже – и приступили к закладке-строительству рубленого Никольского собора-теремка – уютного, о двух главах, с удлиненным крылечком и колоколенкой над входом, по образцу резного балкончика под двускатным покрытием. Иконостас внутри трехъярусный, без излишеств. Внешне храм ярок, подчеркнуто декоративен, обнесен металлической оградой.
Святынь две: источник «Избавительница» и икона Божией Матери с тем же названием, доставленная из Иерусалима. Монастырек пока в фазе становления, однако молебны тут регулярны, требы заказываются и пожертвования принимаются.
Свято-Троицкий Островоезерский монастырь под Ворсмой
На сенсорном уровне этот чудо-монастырь вызывает ощущения противоречивые: здесь суровость удаленного от цивилизации островного быта смягчает умиротворяющая природа-волшебница – самая что ни на есть старорусская, знакомая нам с колыбели.
Читаем также наш обзор: Свято-Троицкий Островоезерский женский монастырь Нижегородской области
Вехи истории
Созданием своим монастырь-остров обязан двум сподвижникам – пустыннику-веригоносцу Макарию и Борису Черкасскому – русскому князю времен Иоанна Грозного. Бревенчатый храм сменил тесные братские кельи в 1579 году. Кусочек Ризы Сына Божьего привезли сюда из Персии в 1624. Обзаводилась же церквями-колокольнями-трапезными пустошь еще более века, и добрую службу в святом этом деле сыграл знаменитый отечественный зодчий Павел Потехин. Процветание островному ансамблю обеспечил род Шереметевых.
А вот до основания разрушить его «постарались» уже в 20-90-е годы прошлого века. Возвращать удивительной Обители-на-водах былое величие начали в 2007. Причем в видоизмененном статусе: вместо монахов-парней корпуса заселили девицами-монашками. Комплекс не только быстро отстроили-обустроили, но и порадовали решением перезахоронить здесь останки отца-схимонаха Макария.
Современность: торжество красоты и духа
Сегодня среди храмов-часовенок-символов находим:
- собор Троицы Живоначальной;
- дуэт церквей – Иконы Казанской Богоматери и Михаила Малеина, покровителя рода Романовых;
- пару симпатичных уединенных часовенок – Макария Египетского и Богородицкой иконки-символа «Экономисса»;
- два креста-монумента – побольше и поменьше, внутри и вне монастырской территории.
Бескрайность и тишина водоемов, обилие клумб, зелень газончиков, чистота дорожек, умение сестриц-монахинь принять-приютить-накормить и, главное, выслушать восхищают. Едут сюда охотно, поодиночке, с друзьями и семьями – причаститься к возвышенно-эстетическому, исцелить душу и насладиться безмятежностью матушки-природы.
Желтоводская Макариева Троицкая обитель в Макарьево-Лысково
600-летие Свято-Троице-Макариевой пустыни, детища Макария-инока, выходца из Печерска, не за горами – а монастырь-форт с белоснежными крепостными стенами так и не состарился. Его моложавость оттеняют волжско-унженская гладь с кудрявыми облачками, заглядевшимися на свое отражение в озере, и одухотворенность девичьих лиц сестриц-насельниц.
Когда-то эту цитадель посещали великие Петр и Екатерина. Сегодня монастырь-город открыт для паломников-христиан и поклонников древнерусского зодчества.
Читайте также отдельный обзор: Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь
Третий этап возрождения красавицы-обители на удивление светел – вопреки темноте вод у ее подножия и грузу столетий за плечами.
Объекты поклонения
Это прежде всего роскошные храмы:
- знаменитый бессмертными фресками собор в честь Троицы Святой-Живоначальной;
- Успенско-Богородицкий и Макариевско-Желтоводский храмы;
- привратная церковь-башня архистратига Михаила Архангела;
- келейно-домашняя церковь Григория Пельшемского.
Икон-мощей-могил тут два с лишним десятка, перечисление их затруднительно. Самыми уважаемыми признаны Макариева глава и икона со следами его праха, а также древнее кладбище-некрополь. Впечатляет и монументальная фигура вглядывающегося вдаль Макария-схимника-первосвятителя, со свитком в руке да огромным крестом за спиною.
Молитвы в сестринстве озвучиваются на церковнославянском, посетительниц просят одеваться по-женственному. В приюте воспитываются 20 девчушек – в духе скромности, доброты и послушания. Подчиненные доминирующей единице подворья-филиалы с храмами Преображения и лика Богоматери Казанской находятся в городе Лысково и близлежащем поселке Макарьево.
Абабковский великомучеников Николая и Георгия монастырь-коммуна в Молодежном-Абабково
Обитель с 200-летней историей (год основания 1818) создавалась на правобережье Оки-реки по благословению Серафима Саровского как богадельня. Переименовывалась в общину, потом – в 3-классный монастырь. В 20-е годы он был закрыт и доведен до жалкого состояния. Как организация возрожден в 1995; с тех пор приютил более 20 сестер-послушниц. Восстанавливается, соотнесен с подворьями в Павловском районе (Островоезерским Святой Троицы, Горбатовским с храмом Божией Матери и некоторыми другими).
Имеет часовню Илии Пророка. Подчиняется уставу Дивеевского монастыря, систематически практикует крестные ходы с участием детворы-подростков. Ведущая икона-хоругвь – лик Николая Чудотворца – завезена недавно из г. Бари.
Иверский монастырь-благотворитель в Выксе
Изначально задумывавшийся и функционировавший как мини-богадельня на 12 душ, до общины-монастыря эта группка невзрачных домишек «доросла» позже – уже когда соорудили мощную 68-метровую колокольню с рассчитанной на тяжелую коллекцию звонницей. Самый большой из здешних красавцев-колоколов весил 17630 кило, а весь музыкальный набор в 18 единиц превышал 32 тонны. Соборов-хоругвей было немало – как и хозяйственных корпусов при них.
После пролетарской революции запас образов-звонов-утвари национализировали, келейные блоки приспособили под жилье, а соборно-колокольную часть Выксунского ансамбля взорвали, похоронив под обломками черниц, не пожелавших покинуть пещерные кельи. Восстановительный цикл развернулся в 90-е годы. Религиозный союз-сестринство зарегистрировали, освятили временный престол, отслужили литургию. Реставрация началась, по сути, с нуля.
Что есть сейчас
- Красивый, в бело-бирюзовых тонах престол-притвор уничтоженного взрывом Троицкого собора.
- Храм в честь образа Богоматери Иверской и одноименная символическая икона-реликвия.
Сам монументальный красавец-собор в лесах: его восстанавливают. Трапезная и гостевой блок функционируют. Заночевать есть где, а уж пирожки тут сестрички пекут – пальчики оближешь!
Из святынь имеются металлические гробнички-ковчеги с фрагментами мощей трех десятков богоугодников-великомучеников и два целительных источника.
По линии просветительства успехи налицо: в музее истории обители множество старых фотографий, издается собственная газетка – «Иверский листок». А еще тут воспитываются 13 девочек-сирот. Жизнь идет…
Иверско-Софрониева пустынька близ Арзамасского села Ковакса
Этот основанный старцем Софронием в 1907 году в лесной глухомани мини-монастырек никогда прежде как пустынь не функционировал. 12 девиц-монашек пожили там недолго – в 1929 году девичью общинку разогнали, а избушку-храм растащили по бревнышку жители соседних хуторов.
Вернуть пустынь-дачку в лесу к жизни попытались в середине 90-х, но почин не задался. Лишь в 2001 началось реальное возрождение: возвели сруб с часовенкой в древнерусском духе и окружили ее полудюжиной времянок. Церквушка-теремок двухкупольная, очертания стен-крыльца-кровли милы и уютны. Сестер-пустынниц мало; они ухаживают за коровами и козами, пишут иконы и присматривают за могилкой незабвенного отче Софрония – любимым уголком паломничества жителей округи.
Монастырь-собор иконы Богоматери «Утоли моя печали» в селе Дальнее Давыдово
Возникновение Дальнедавыдовской общины (причем именно в женском варианте) предрек Серафим Саровский, поручив воплощение пророчества в жизнь своим преемницам Дарье Табориной и Вере Соколовой. В собратство (точнее сосестринство) послушницы вошли в году 1845, но сам собор-основа был заложен в 1862, а введен в строй лишь в 1867 году. К моменту упразднения в 1927-1928 годах тут красовались уже два храма, а за стенами обители проживало 150 дев-монашек и малолетних сироток.
Частично здания уцелели, но пристройка-придел развалилась. Сегодня монастырь реконструируется. Белостенный, с голубой узорной отделкой ребер-окон-крыльца собор во имя иконы Матери Божией «Утоли моя печали» выглядит отлично, лаконичен и запоминается неординарной планировкой помещений. Усадебка озеленена и благодаря обилию газонов-клумб-пергол напоминает скверик. Двухэтажный корпус-общежитие с церковной пристройкой восстанавливается. Все исправно, посетителей ждут.
Крестовоздвиженская обитель в Быдреевке – украшение Кировской трассы на отрезке Семенов – Борская сторона
Участь этого монастыря-мученика вызывает одновременно сочувствие и уважение. К тем, кто вывел его из полного, казалось бы, небытия…
Храм у дороги: цепь взлетов и падений
Сведения о Бодреевке, владеющей бортническими угодьями Макарьево-Желтоводского монастыря, где, возможно, и своя церковь была, да только разорили ее татары, туманны и хрониками не подтверждены. Но что новый деревянный храм селяне заложили-сколотили тут в начале века XVIII – факт достоверный. Освятили церковь в 1764, а годков 30 спустя тут и колоколенка с погостом появились. Ненадолго, правда: все испепелил пожар.
На том, к несчастью, бедствия не закончились: установленный на месте пожарища дуэт церковь-колокольня хоть и выдержал полтораста лет, но по причине бесхозности и безденежья не раз сокращал штат священнослужителей, а в годы советской власти был не только разграблен, но и поруган жестоко и бессмысленно. Через кладбище проложили дорогу, а храм перестроили – под крахмальный завод, а потом и под цементный склад, со ржавыми металлоконструкциями и бетонной емкостью.
День сегодняшний
Руины предстояло расчистить, бетон вывезти, овраг-свалку освободить от хлама и засыпать землей. А далее фантазировать, оттолкнувшись от фундамента: кладка-то не сохранилось. На проектирование-стройку-отделку потратили 5 лет – и в 2010 новенький храм-двухпрестольник в честь Воздвижения Честнаго-Животворящего Креста Господня дождался освящения.
В 2016 под зелеными куполами-панамами, возвышающимися над полотном придорожной ограды, открылся православный монастырь. Он постоянно оглашается ребячьими голосами и смехом: тут заработала воскресная школа-гимназия, где не только учат, но и устраивают праздники в актовом зале, водят в турпоходы, прививают творческие навыки.
Скорбященская мини-обитель в Малой Пице Дальнеконстантиновского района
Мало-Пицкий Скорбященский монастырь снаружи – храм-лаконик: объемами невелик, снаружи неприметен, архитектурно прост. От богаделенки конца XVIII века, с которой все начиналось, не осталось ни кирпичика, и реставраторы оттолкнулись от того, чем учреждение было до последнего времени – «оболочки» школы-десятилетки. Отсюда и светско-бытовая внешность зданьица с кое-какими деталями средневековой поместной стилистики.
Но благонравный дух Богородичного монастыря-тихони удалось сохранить. По-женски опрятен храм-молельня в честь Михаила-архистратига: блистает алтарь, на гладком полу ни пылинки, окна вымыты, кресты-подсвечники-лампадки-подвесы гармонируют с иконостасом, композиционно оттеняя его. Ревностное отношение сестер-послушниц к составляющим их кроткого, праведного мирка сквозит в каждой мелочи. Умиротворяюще-смиренная атмосфера усиливает желание молиться-исповедоваться-причащаться.
Филиалы-иконы-святыни
Иконок пока две, обе во славу Марии-Богородицы: «Всех Скорбящих Радость» и «Экономисса» (дар Афона).
У церкви-доминанты есть дальняя часовенка в Нижнем, на Варварской улице. Она отреставрирована, знакомит с мощевиками-святынями и дополнительными иконами (например, Иова Почаевского). На очереди – восстановление зданий-общежитий по соседству.
Арзамасское подворье – достойная ветвь Дивеевского Свято-Троицкого монастыря
Расположенному в г. Арзамас дочернему отделению Серафимо-Дивеевской обители более трех столетий: год его рождения – 1703, а главный спонсор-благодетель – зажиточный купец Иван Масленков. Купеческие вклады и умное руководство обеспечили местному Рождественскому приходу строительство дуэта-ансамбля церквей – структурно сложных и между собой совершенно несхожих. Храмы были упразднены-забыты, а в 30-е годы Смоленско-Рождественский еще и разрушен настолько, что нижний его ярус уподобился фабричному бараку.
Что можно увидеть сегодня
Вплотную друг к дружке высятся и принимают паломников два храма.
- Многоглавый, стилистически приближающийся к ранней готике собор Рождества Христова, объединивший три престола под нетривиальной остроугольной кровлей. Здесь хранится икона с крупицами праха Серафима Саровского. Элегантность внутренней отделки и роскошная атрибутика завораживают взгляд.
- Великолепная – с синими в звездах куполами и небесно-голубыми фасадами при белой окантовке – двуглавая Смоленская красавица-церковь. С равновеликой ей колокольней аналогичного цвета-стиля. Совсем недавно в ней освятили придел двух святых Александров: Невского и Свирского.
Насельниц тут подвизалось пока восемь-десять, и безделье – не их жизненное кредо. В этом убеждает активнодействующий воскресный садик-школа для малышей трех-семи лет.