Село Дивеево: реальная жизнь вне монастыря и возрождение города

Мы продолжаем цикл статей об удивительном Дивееве и расскажем, каким образом на самом деле почти вся жизнь в Дивееве крутится вокруг монастыря.

Жизнь в Дивеево = жизнь в Дивеевском монастыре

У многих складывается впечатление, что между жизнью в Дивеево и Дивеевским женским монастырем можно поставить знак равенства. Так ли это на самом деле?

Если понимать эти слова буквально, то дела обстоят, конечно, так же, как и везде. Люди в Дивеево живут своей обычной мирской жизнью, многие даже далеки от веры – не то, что от монастыря. Как и все остальные россияне, дивеевцы женятся, рожают детей, учатся, имеют свои увлечения, работают и занимаются бизнесом.

И тем не менее, так или иначе все в Дивеево крутится вокруг монастыря. Если не жизни отдельно взятых индивидуумов, то экономическая и культурная жизнь села точно. Серафимо–Дивеевский монастырь по сути стал культурно-образующим центром, благодаря которому в простом, никому неизвестном селе произошел толчок, спровоцировавший его развитие, в том числе и экономическое.

возрождение села Дивеево

Самое интересное, что преподобный Серафим Саровский это предсказывал. Он говорил, что в Дивеево будут спасаться семьями, и утешая дивеевских сестер, которым при зарождении обители приходилось очень тяжело, добавлял:

«придет время, и все на вас работать будут».

Свидетелями этому становимся мы с вами.

Некоторых это факт раздражает, и сыплются обвинения на сам монастырь, хотя в большинстве случаев он не причем. Уже местные и региональные власти стремятся использовать значимость Серафимо-Дивеевского монастыря как фактор, благодаря которому можно развивать инфраструктуру села.

Читаем также Жизнь монахинь в монастыре в Дивеево

Например, на региональном уровне светскими (а не церковными) властями было принято решение повысить поток туристов до внушительных цифр. И для этих целей будут приниматься меры по улучшению и расширению дорог. Будет расти сфера услуг, так как сейчас Дивеево еле-еле справляется с текущим туристическим потоком в 400 000 человек в год.

правда о дивеево - свидетельства мирян

Конечно, это неузнаваемо меняет село, и увы, принесет с собой не только позитивный эффект. Многие туристы ведут себя некультурно, оставляют после себя мусор. Но это скорее проблема не конкретно Дивеева, а вообще всероссийская. Как не прискорбно, но культурное воспитание наших соотечественников не всегда радует.

Кстати, вопрос культуры весьма актуален и в самом Дивеево.

Читайте также обзор Культурного центра и библиотеки в Дивеево

Культура, Серафимо-Дивеевский монастырь и жители Дивеева

В интернете ходит много историй о том, как бедные коренные жители страдают от переселенцев, что сходить здесь некуда, и как все стало плохо. Но стоит посмотреть на фотографии Дивеева конца 80-х годов XX века, чтобы понять, что перспективы у села тогда не было.

жизнь в дивеево

Серые скучные небольшие коттеджные застройки, разрушающиеся старые монастырские корпуса, зияющие пустотой храмы, на крышах которых росли деревья…. Разбитые дороги, серые унылые пейзажи.

дивеево в советское время

Местные любят обвинять монастырь в том, что он забирал свои старые исторически принадлежащие ему корпуса, в которых на тот момент находились центры местной культуры: кинотеатр, библиотека…

Читаем подробнее об истории села Дивеево и возрождении монастыря

Когда мы с мамой переехали в Дивеево в 96 году, то еще застали эти местные «культурные» заведения, и они меня, честно говоря, шокировали.

дивеево в советское время

Та альтернатива «старому поколению», что имеется сейчас в селе на порядок выше по всем пунктам.

Историю нашей поездки можно узнать из статьи Переезд в Дивеево – как жить на святой земле

То были старые, разрушающиеся серые скучные здания. По крутым деревянным лестницам с прогнившими досками было страшно забираться. Пахло плесенью и сыростью, несмотря на то, что персонал там следил за чистотой. Увы, это был уже запах старости.

И скажу так. Даже если бы эти здания не были отданы монастырю, долго бы они не просуществовали – их скорое разрушение стало бы лишь вопросом времени. И вот тогда село по-настоящему осталось бы без культурных заведений.

Передача старых корпусов стимулировала местные власти искать выход. Частично вопрос решался за счет аренды помещений, но начались и стройки. Сейчас в селе функционирует Культурный центр, под крышей которого вот уже несколько лет находится районная библиотека.

как жить в дивеево

Строительство второго крыла этого огромного красивого здания завершается, и скоро туда перейдет районный Дом Культуры, Музыкальная школа.

Подробнее о школах в Дивеево

По мере того, как монастырю отходили его исторические территории, росло строительство жилых фондов. Людей из монастырских корпусов выселяли не на улицу. Все они, а большинство из них было как раз-таки коренными жителями, получили квартиры в новых домах.

переезд в дивеево

После ликвидации некоторых старых предприятий (к которым монастырь не имел отношения) многие дивеевцы решились на создание своего бизнеса. Кто знает, сбылись бы их мечты, оставайся село прежним серым и унылым? А так менялся внешний облик села, менялись люди…. И сейчас, на мой взгляд, Дивеево стало выглядеть красивее, в нем появились перспективы как раз-таки для светского развития, как это ни странно.

жизнь в селе дивеево

А что касается местных жителей, то в их среде ситуация разделения, даже если брать лишь культурную составляющую, опуская вопросы воцерковленности и веры, двоякая. Впрочем, как и везде.

Читаем также: куда сходить в Дивеево с ребенком – все о развитии молодежи

Есть те, кто и самообразованием занимается, и для развития села делает немало. Они, как правило, и обладают и высоким интеллектом, и хорошим культурным уровнем. Эти люди, как правило, и ценят жемчужину Дивеева – Серафимо-Дивеевский монастырь – понимая, какое значение он имеет для их малой Родины.

как жить в Дивеево - отзывы

Но увы, другая часть дивеевцев не может похвастаться ни высоким культурным уровнем, ни широтой взглядов. Именно от них можно слышать просто отборную нецензурную ругать, от которой уши краснеть начинают. От них же можно увидеть и хамское отношение, провинциальное (в худшем смысле этого слова) видение современных реалий, безвкусицу, и какую-то патологическую ненависть ко всем приезжим без разбора.

Отчасти их понять можно. И туристы себя ведут иной раз как татаро-монгольское нашествие, и переселившиеся на постоянное место жительства православные тоже иногда далеки от идеала: встречаются среди них и неадекватные люди, и формалисты, чтущие букву закона, и еще не познавших глубину простой веры.

Но тем не менее, большинство приехавших в Дивеево на постоянное место жительства, особенно в первую волну в 90 годах, вовсе не были оторванными от реальности людьми.

Читаем также еще одну реальную историю переезда в Дивеево и жизни при Серафимо-Дивеевском монастыре

Большинство переехавших в Дивеево были людьми интеллектуально и культурно развитыми, с высшим образованием. Они представляли собой разные слои интеллигенции: ученые, инженеры, художники, писатели, музыканты.

Они несли с собой культуру, расширяли горизонты, а еще заставляли задумываться над рядом вопросов тех, кто этого хотел. Почему столь успешные люди решительно срывались с места и уезжали в никому неизвестное Дивеево? Ради чего? Чем так ценна эта земля? А ведь многие из этих людей смогли не просто сохранить свою веру, но и послужить на благо своей новой малой Родины.

Так ли уж ужасны «переселенцы»? Мне кажется, однозначного ответа тут просто нет.

отзывы о жизни в дивеево

Вам также будет интересно: летний отдых в Дивеево – стоит ли снимать дачу в Нижегородской области

Работа в монастыре

Еще один камень преткновения – это осуждение монастыря, за то, что на него работает полсела. Совсем нелепым оно слышится из уст тех самых коренных дивеевцев, которые будучи почти атеистами, ненавидят приезжих (называя нас «умаленными») и при этом сами работают в монастыре. Лично мне логика таких людей не понятна. Как можно плевать в колодец, из которого пьешь? Или рубить сук, на котором сидишь?

На самом деле, то что монастырь дает работу многим людям – благо. И хотя разброс с зарплатами на разных «послушаниях» – так по привычке в монастыре называются работы – очень велик, все равно для многих это реальный выход.

Начнем с того, что в Дивеево вообще мало где платят достойные зарплаты – провинция есть провинция, и ее возможности не сравнить не с областными центрами, ни тем более с такими мегаполисами, как Москва.

Монастырь же отличается тем, что предоставляет бесплатное питание. Многим рабочим выдают обувь. Старшие монахини на послушаниях (монастырский вариант начальства) часто входит в положение своих подчиненных, идут на встречу там, где никогда и ни на какой работе в миру на встречу не пойдут. На Рождество детям трудников дают сладкие подарки. Рабочие монастыря пользуются медицинскими услугами монастырской поликлиники.

Кроме того, в монастыре много сезонных работ, на которых подрабатывают студенты и старшеклассники, зарабатывая себе на учебу.

Татьяна Страхова

2 комментария
  • Паша ( 5 месяцев назад )

    Таня, раньше все было серым и скучным, потому что не было цветной фотографии

    Ответить
    • Татьяна Страхова ( 5 месяцев назад )

      Дело не только в цветной фотографии, вспомни полупустые райповские магазины, разваливающиеся здания в центре села, отживший свое колхоз….Я не говорю, что все было плохо, и кстати это мнение не мое личное, а коренных дивеевцев – многие находят, что село все таки преобразилось и стало намного ярче.

      Ответить