Озеро Светлояр Нижегородской области – союз силы и красоты

Рек-ручейков-озер в необъятной России – пруд пруди. Больших и не очень, полноводных и едва заметных, глубоких и меленьких. Но озеру Светлояр в этой многочисленной, пестрой группе место отводится совершенно особое. Геологически сравнительно молодое (три с небольшим тысячелетия для естественного водоема – не возраст!), оно было давно обжито нашими предками-славянами и прочно слилось в сознании многих поколений с цепью событий довольно отдаленных, непонятных и порой неоднозначно трактуемых.

От Нижнего Новгорода Светлояр отделяют 130 км: расположен он в холмистой местности к северо-востоку от областного центра на территории парка-заповедника и обладает статусом охраняемого ЮНЕСКО природного памятника – с 1997 г. федерального значения. Район Воскресенский, ближайший населенный пункт (в километре) – село Владимирское, из шести улиц с двумя переулками да тремя церквями…

Читаем также наш обзор всех действующих монастырей Нижегородской области

И интригующим клубком мифов-фактов-гипотез, дающих пищу как дотошным правдоискателям, так и безудержным фантазерам.

А теперь – о самом «клубочке».

Что-где-откуда: головоломка для любознательных

Что загадочного в истории некрупного (470 на 350 м – всего-то навсего неполных 14 га) озерца глубиной в 34 с лишком метра, чем оно притягивает к себе тысячи туристов и почему водоем-овал идеальной формы, будоража научные умы, заставляет исследователей-энтузиастов снаряжать в этот район экспедиции каждые пару-тройку лет – разговор непростой. Прямых ответов на ряд вопросов нет. Например, о том, почему водолазы так и не смогли рассмотреть придонную часть и предполагают, что дна у озера-тайны два. Или о том, что ночью, приложив ухо к поверхности почвы, можно услышать то ли глубинный звон, то ли гул, исходящий откуда-то издалека.

озеро светлояр нижегородская область

И это мы еще не касаемся реального происхождения Светлояр-озера. А оно, надо сказать, прямо-таки космическое – чему, собственно, и удивляться особо не приходится, если взглянуть на серию фотографий, сделанных с высоты птичьего полета. Сравнение с гигантским синим то ли зрачком, то ли глазом – наиболее предсказуемая реакция тех, кто с подобного ракурса этот феномен созерцал и запечатлел на снимке. Столь «правильные» очертания иметь может кратер, выбитый прилетевшим из космоса метеоритом. Догадка эта, кстати, наиболее правдоподобна и не раз подтверждалась учеными.

Существуют, однако, и иные, не менее занимательные точки зрения на физико-географические «корни» озера-лунки с воронкообразным основанием. Их как минимум пять – от карстовой (провальной) до ледниково-тектонической.

Исследователями высказывалось предположение, что сложным донным рельефом, с центральной ямой-котловиной и системой террас над нею, озеро-загадка обязано неравномерному двухфазному формированию. Первоначальный этап состоялся 1100-1200 лет назад и завершился образованием основной воронки, поначалу неглубокой. Следующая фаза провалила 17-метровую чашу примерно на такую же глубину, окружив ее невидимыми снаружи дугами-террасами. Произошло это лет 400 спустя, приблизительно во времена Батыева нашествия.

Не исключено, что необычностью подводного «ландшафта» впадина-овал все же обязана не внешнему вмешательству или тектоническим процессам, а банальной привычке рек менять русло. В полукилометре от двуярусного водоема-ребуса протекает речушка Люнда, древний приток Ветлуги. Петляла она вначале по одной дорожке, а затем надумала свернуть с привычного пути. На месте же старого маршрута сохранился своеобразный люк – природный сток в несколько ступеней, и сегодня подпитывающий Люнду-путешественницу.

Читаем также о святых родниках возле Дивеево

Окрестные родники, между прочим, остались «при деле» и исправно поставляют чистейшую воду в бездонный, по сути, Светлояр-сосуд. Хотя «суть» в этом контексте – понятие относительное, судя по аномальным показателям геолокаторов, согласно которым дно-воронка не пропускает звуковых сигналов. Что бы это значило, по сей день непонятно, но фантастических гипотез выдвигается множество – вплоть до зеркала-портала в земной или «небесный» параллельный мир. Похоже, что озерцо-то не с пучком, а с целой охапкой мистических тайн, которые еще предстоит раскрывать да обдумывать – причем не исключительно геологам…

С «родословной» звучного наименования-топонима разобраться проще. Оно красноречиво намекает на связь с «весенней» ипостасью дохристианского славянского бога Солнца Сварога юношей Ярилой. Позволяя «разложить» топоним на словосочетание «Праведный Ярила-бог». В восприятии древних русичей светлый-чистый-праведный – цепочка определений-близнецов. Впрочем, теория эта неединственная. Поскольку яром нередко называют обрывистый берег, балку или крутой разлом-трещину в почве, возможна и альтернативная трактовка – «Светлый обрыв». Обе интерпретации поэтичны, по-своему убедительны и допускают взаимодействие.

Озеро Светлояр – легенды и сказания

Романтичнее и таинственней легендарного сюжета о славном граде Китеже трудновато отыскать пример из восточнославянской мифологии. Римского-Корсакова эта героика вдохновила на написание многоголосой оперы. Васнецова, Нестерова, Рериха, талантливых отечественных ваятелей и художников-кинематографистов ХХ века – на создание роскошного созвездия героических полотен, скульптурных композиций и видеосюжетов. О чем же повествует народный эпос?

китеж озеро светлояр

Он уводит нас в опоэтизированные баянами и сказителями доисторические времена. Те, когда среди зеленых лесов-долин родился Китоврас – мифический получеловек-полуконь. Волшебник и чудодей, он помогал людям возводить храмы, селения и города. Там же обосновался Квасура – мудрый полубог, делившийся с окружающими рецептами варки и правилами употребления хмеля. Их-то имена и дадут впоследствии название Китежу-граду – столице древнеславянского берендеева царства. Он для жителей Руси станет местом поистине священным.

Китеж-град на озере Светлояр

С принятием христианства статус приволжского города-святилища не изменился – просто молитвенные капицы постепенно заменялись православными церквями, а вместо языческих божеств население стало поклоняться Христу, Богородице и новым святым. Местность же по-прежнему вызывала благоговейный трепет – как наделенная положительной энергией площадка. Мистика доправославного Светлояра никуда не улетучилась – напротив, обрела вторую жизнь. Вскоре на одном из его берегов владимирский князь Юрий/Георгий Всеволодович выстроил град Китеж, который окрестили Большим.

Исторически это был «младший брат» более раннего, Малого Китежа, детища предка князя – тоже Юрия, но Долгорукого (отца Всеволода, прозванного за многодетность Большим Гнездом). Белокаменный город-красавец слыл богатым – о том свидетельствовали полдюжины церковных глав. Возможно, базой для патриотического предания стали оба одноименных града-легенды. В том, что речь идет о реально существовавшем объекте, сомнений практически нет: хроника XVIII в. «Китежский летописец» в деталях «расписала» трехлетнюю эпопею сооружения Китежа-на-Волге (предположительно Городца).

В 1238 году вооруженные до зубов орды Батый-хана стремительно продвигались на запад, рассчитывая быстро дойти до Средиземноморья. Князь-воин Юрий Всеволодович с верной дружиной попытался преградить путь завоевателям с Востока в Китеже Малом. Княжеское войско не устояло, – пришлось отступить, пересечь непроходимые леса-болота и укрыться в главном Китеже, Большом. Батыю крайне невыгодно было оставлять пусть и пострадавшего, но все еще боеспособного врага в тылу. Залив кровью завоеванный городок, он начал пытать пленных в надежде разузнать, какие пути-дороги ведут к Китежу-на-Светлояре.

Пытки плененные бойцы выдержали, однако нашелся средь них тот, кого устрашили жестокие мученья и смерть – Гришка Кутерьма. Он провел ордынцев к последнему оплоту воинов-русичей. Укрепиться надежно горожане не успели, и монголам показалось, что добыча достанется им почти без боя. Но случилось неожиданное: из-под городских мостовых то там то сям забили многоводные фонтаны – и за считанные минуты все постройки исчезли за щитом, образованным бурлящими потоками. Когда шум стих и водная завеса «опала», вражескому взору открылась лишь озерная гладь. Ни стен, ни улиц, ни людей… Они даже не утонули, а растаяли.

Так Бог, откликнувшись на молитвы сотен дружно молящихся о спасении, уберег население Китежа от нападения и разграбления. Хану не удалось надругаться над градом-святыней – душой русского народа, хотя именно сломать его нравственно и было главной, далеко идущей целью поработителя обширных европейских территорий. То, к чему он так рвался, внезапно превратилось в призрак, недосягаемую мечту… Ужас обуял золотоордынцев – и рассыпались они по лесам, убегая прочь от явления непостижимого. К озеру-волшебнику же ведет теперь Батыева тропа. Говорят, избранных она доставляет и до потерявшегося во времени подземного града-символа.

Читаем также историю другой жемчужины нижегородской земли – Оранский богородский монастырь

А еще ходят слухи, что даже по прошествии столетий в разных уголках нижегородчины появляются странные, непривычно одетые люди-тени. Да иногда бесследно исчезают те, кто приехал разыскать остатки города-призрака. Таинственность же некоторых фактов по-прежнему волнует, заставляя докапываться до их первопричин. И не дает покоя философам, размышляющим над скрытой природой вещей. А что? Раз озеро-уникум повторно могло опуститься за 700-800 лет до сегодняшнего момента (налицо хронологическое совпадение с походом монголо-татар), как выбросить из головы мысль, что красивая легенда – не выдумка, а правда?

Ключ Кибелек и тройная могилка

Кибелек-речечка пересекает еловый бор километрах в двух от Светлояра. Поговаривают, что маршрутец ее не менялся со времен монгольских завоеваний. Собственно, речкой-то ее считать – преувеличение: даже на указателе (он справа от серой бревенчатой церквушки на холме) начертано ласковое: «Ключик Кибелек». Несмотря на «мелкий» размер, перекатов-омутцев у этого ничем не примечательного внешне источника хватает. К нему ведет поначалу неширокая автодорога, а затем и тропка Паломника – после середины даже с деревянными помостьями и лавочками по бокам. Зачем так долго обо всем этом рассказывать? Затем, что водица в темном, но всегда прозрачном и свежем Кибельке-ручье – святая. Тиной она не зарастает и в сосудах не портится годами.

источник кибелек светлояр

Если, испив родниковой водички и набрав ее с собой в бутыли, путешественники двинутся дальше, впереди их встретит очередная реликвия – могила трех старцев (как вариант можно услышать «трех святых/ратников/богатырей»). По легенде, тут состоялась битва воинов-дружинников, и в неравном том бою полегли богатыри из дозора, вставшие на защиту своих сограждан. Вполне вероятно, что захоронены здесь все же китежские старейшины, убитые татарами за нежелание указать дорогу от одного града-близнеца к другому. Три потемневших креста воспринимаются нашими современниками как знак уважения к павшим, причисленным к сонму святых – вне зависимости от того, кем они были.

Невдалеке, на полянке, окаймленной густым ельником, виднеется крыша-навес над колодцем – опять-таки с «доброй» водой. Она – равно как и щепотка землицы, подобранной вблизи места успокоения витязей, – способна поддерживать слабых и облегчать страждущим борьбу с недугами.

Легенды, поверья и традиции

«Околокитежские» легенды-предания переплелись настолько плотно, что четко отделить язычнические наслоения от христианской составляющей удается не всегда. Следы человеческой цивилизации уводят в век каменный: его орудия археологи из холмов выкапывали неоднократно. Так что возраст некоторых легенд-поверий исчисляется тысячелетиями. Одна из них посвящена страшной чудо-рыбине, обитающей в глуби Светлояра и выходящей иногда на прибрежную кручу. Ей посвящено даже описание натуроведа XVII века Адама Олеария, отождествившего неизвестное науке существо не с рыбой, а какой-то мутацией ископаемых «завров» – родственников крокодилов.

Так что кроме мини-Атлантиды у нижегородцев до недавних времен имелось и свое мини-лохнесское чудовище…

дно озера светлояр

Кстати, «китеж-вариант» Атлантиды напоминает о себе, как уверяют старожилы, и грустным перезвоном колоколов, доносящимся из-под земли глухой ночью – если плотно прижаться к одному из холмов и прислушаться. Как знать точно, под озерное ли зеркало или под холмистые просторы междуречья спрятали когда-то Китеж-град его спасители? Честно говоря, в окрестностях Светлояра есть еще два похожих на него каплевидных озерца с каймой невысоких холмиков по краю каждого. Интересно, это камушки в пользу метеоритной версии (небесное тело при ударе о планету способно расколоться на три куска) или намек на то, что затонувших городков может быть больше?

Обилие загадок традиционно вызывает ответную реакцию. В нашем случае – это комплекс разумных действий, которые позволяют такие непонятки если не разгадать, то извлечь из них некий позитив – эмоциональный, поддерживающий здоровье, укрепляющий духовно и физически. Живописная, колоритная местность, исходящая из недр положительная энергетика, органичное, неконфликтное сочетание различных культовых установок – благотворный для нормализации психического состояния и телесной оболочки фон.

Чему тут поклоняются и во что верят?

В период Великой Отечественной матери с женами молились на этом клочке землицы за своих сыновей и мужей, желая им вернуться живыми с фронта.

Паломники прибывают сюда поодиночке и коллективно регулярно – чтобы снять порчу, залечить психологическую травму, пройти обряд очищения.

праздник на озере светлояр нижегородская область

Безгрешные, с чистыми помыслами праведники мечтают повидать наяву сказочный Китеж-град: молва утверждает, что им это доступно.

Отдохнуть и воссоединиться с матушкой-природой во всех возможных смыслах приходят сюда и староверы, и католики, и мусульмане.

Шанс реализовать заветные планы им предоставляет замечательный праздник-гулянье Ивана Купалы. Черпающий энергию из космоса Светлояр-магнит это многолюдное торжество превращает в сеанс энергообмена участников со всем сущим на Земле и в межзвездном пространстве.

Ивана Купала на Светлояр-озере: день и ночь

Ежегодный праздник носит характер общенародный и восходит к ритуалам языческим. Впрочем, открывается цепь «купальных» событий днем 6 июля сугубо каноническим праздничным богослужением в здешней церкви в честь святочтимой иконы Владимирской Богоматери. Потом съехавшиеся из соседних областей и регионов страны христиане-паломники совершают крестный ход вокруг свят-озера. Стремящиеся следовать рекомендациям могут проползти круг на коленях – для того и сколачивались когда-то дощечки-мостки. Таких охотников находится, конечно, немного. Особо усердных молящихся ожидают поклонные кресты.

После полудня стартует программа «Город мастеров». Она объединяет рукодельцев и ремесленников нижегородского края и областей-соседок. Мастер-классы, творческие конкурсы и состязания ближе к вечеру трансформируются в самобытный, очень красочный фестиваль «Град Китеж – душа России». Для тех, кто настроен изучить коллекции постоянно действующих выставок, распахнуты двери двух содержательных музейных заведений. Это милый одноэтажный дом-музей истории озера и селения с художественно-этнографическим уклоном и скромный двухэтажный Дом культуры.

С недавних пор тут функционирует также каменный музейно-туристический центр «Град Светлый» – с тремя тематическими залами и великолепными, практически мирового уровня экспонатами в самых разнообразных техниках: кристаллической глазури, подчеркнуто теплой национальной российской керамики и произведений гончаров нетрадиционного стиля. Солидная часть вышедших из-под рук здешних мастеров-кудесников поделок (а правильнее сказать – шедевров) продается. Найдется что увезти домой в подарок.

светлояр ночь ивана купала

Кульминации празднество достигает с наступлением темноты. 6-7 июля отмечается Ночь Ивана Купала – одна из самых коротких летних ночей-волшебниц. Исполненная предельного благоговения для истово верующих, трижды со свечой в руках бредущих, загадав желание, по тропе-окружности, изредка отвлекаясь на мерцание огоньков в водной ряби. Отдающая вакханалией для тех, кто не столько крестится-молится, сколько ждет возможности обменяться венками, и, попрыгав через костер, расслабиться и пустить «короны» из цветов в медленное плавание. А под утро нырнуть в прохладную купель и подурачиться вволю, насладившись свободой.

…Невзирая на то, что в озере-то купаться встарь не заведено было, – разрешалось лишь умыться да жажду утолить. Что делать: забываются старинные традиции. Зато воспитывается терпимость и снимается противостояние трудносоединимых, порой противоположных взглядов и верований. Что, согласитесь, благо немалое.

Как добраться: варианты

Настроенным побродить по окрестностям Светлояра желательно заблаговременно обзавестись картой: территория тут достаточно интересна, но очень неоднородна, так что заблудиться можно в два счета. К самой же значимой областной достопримечательности доезжают по-разному.

  • На автобусе без пересадки из Н.Новгорода от автостанции Канавинская до пункта Воскресенское. Автобус чуть петляет – в итоге проедете почти 140км за 2 – 2,5 часа. Ехать следует не до конца, а выйти раньше, у села Владимирское. К самому озеру идут пешком мимо автостоянки по красивейшей березовой аллее.
  • Маршрут с пересадкой – это пригородный электропоезд плюс опять-таки автобус. Поездов два, оба отправляются из Нижнего: на Семенов или на Урень (ехать не в конец, а до Семенова). Затем пересесть на автобус до Воскресенского. Выход на промежуточной остановке, во Владимирском. Дальше – аллея.
  • На автомобиле по трассе Кировской. Сразу за Борским мостом – Семенов. На Боковой надо повернуть направо, а во Владимирском ехать по единственной крупной улице. Впереди увидите большую автостоянку, за ней – пешеходную дорогу меж высоких берез.

Совет: любителям оригинальных экспозиций рекомендуем проехать на машине дальше. На линии Владимирское-Воскресенское (между селами), после левого поворота попадете в любопытный «Музей эпох» – полуисторический-полуэтнический. Он в деталях знакомит с историей Ветлужского края и расследованием сюжетца об устрашающем «ветлугозавре». Рядом с «эпохальным» музеем – останки древнего городища и симпатичная смотровая площадка. Вид на ветлужские панорамы с нее открывается восхитительный!

Где остановиться

Наплыв гостей в праздники не просто ощутим – он зашкаливает. Но принимать их владимирцы научились. Туристов ждут гостиницы – не фешенебельные, конечно, но чистенькие, с набором санитарных удобств и демократичными ценами. В канун праздников номера стоит забронировать заранее либо подтянуться к месту пораньше, до наплыва толп и автотранпорта (стоянка не безразмерна). Частных гостевых домов десятки – в них тихо, покойно, уютно, договориться о питании с хозяевами – не проблема. В общем, напряга с жильем можно не бояться.

Читаем также Макарьев монастырь – благословенное место земли русской

О палатках. Ставить их позволяют, но не рядом с озером. Специальный палаточный городок разбивают в отдалении, там же можно разжигать огонь. Просят не мусорить. Берег оборудован, есть неширокий и довольно комфортный пляж. Окунаться-плавать можно, но оголяться до безобразия и вести себя нахально нежелательно: тут все-таки многовато верующих и строгих богомольцев – не считаться с ними не принято. Это не значит, что есть куча ограничений в плане отдыха – рыбачьте, плетите венки из луговых цветов, загорайте и веселитесь на здоровье.

Светлояр – место силы

Экстрасенсы этот уголок рая боготворят вполне оправданно, считая его жемчужиной из жемчужин Приволжья. Вода в озере не просто чистая, непортящаяся и вкусная – она целебна как по химическому и минеральному составу, так и по биологическим показателям. Красота вокруг – пером не описать: зеркальная гладь искрится-переливается, ветерок ласкает кроны дерев, воздух упоителен, птицы щебечут…

На редкость сильное место, с мощнейшей энергетикой. Приезжайте подзарядиться – не пожалеете.

Р.S. Хотите отпраздновать свадьбу, день рождения, юбилей – «Светлояр» к вашим услугам. На этот раз не озеро и не природный парк, а одноименный теплоход – комфортнейшее средство для речных прогулок по волжским маршрутам. До водоема не доплывет (туда ведут лишь сухопутные дороги), но позитивчиком обеспечит. И веером приятных воспоминаний вдобавок, в виде фото- и видеоальбомов. Добрая энергетика – она, знаете ли, заразительна…

Комментариев нет