Чудотворные иконы в Дивеево: описание, интересные факты, история

Люди, хоть немного наслышанные о Серафимо-Дивеевском женском монастыре и его святынях, думают, что чудотворных икон здесь тоже много. На самом деле в монастырских храмах находятся все те же образа, что и по всей России. И хотя многие из привычных нам икон, признанных в России чудотворными, помогают прибегающим к ним и в Дивеево, собственно Дивеевских икон с особой историей мало.

Вам также будет полезен составленный нами рейтинг гостиниц и отелей с недорогими номерами в Дивеево

Икона «Умиление» в Дивеево

Икона Божией Матери «Умиление» является фрагментом иконы Благовещения. Этот трогательный образ представляет перед нами Богородицу в момент принятия Ею благой вести Архангела Гавриила. Ее смирение проникает в саму душу молящегося. Неудивительно, что батюшка Серафим особо почитал икону «Умиление» и молился перед ней ночами. А приходящих к нему за советом старец часто помазывал маслом из лампады, горящей перед любимым его образом, и люди получали исцеление.

После удивительной коленопреклоненной кончины преподобного Серафима Саровского перед образом «Умиление» икону передали Дивеевскому монастырю, где она и пребывала в Троицком соборе до самой революции.

Икона Пресвятой Богородицы Умиление в Дивеево

Сейчас в Троицком соборе находится точная копия чудотворного образа. Эту икону писали с батюшкиной в начале XX веке, и она тоже является чудотворной. Каждое воскресенье перед ней служится особый молебен Божией Матери – Параклис

«Казанская» икона

Чудотворная икона Божией Матери «Казанская» тоже имеет свою интересную историю.

В северной части Дивеево находится святой источник в честь иконы Богородицы «Казанский». Над родником стояла часовня, в которой какое-то время служили молебны даже после разгона Серафима-Дивеевского монастыря. В 1939 году часовню сломали. Но Господь явил чудо – из-подо льда замерзшего источника местный житель поднял Казанскую икону древнего письма.

В советское время ее хранила схимонахиня Доминика. Она же стала свидетельницей многих чудес, бывших от иконы. А когда Серафимо-Дивеевский монастырь вновь открылся, схимонахиня Доминика передала Казанскую икону в дар обители, где она пребывает и по ныне в Троицком соборе.

Иконы из кельи Батюшки Серафима Саровского

Три старинные иконы, оказавшиеся после смерти преподобного Серафима Саровского в Дивеевской обители, находятся в храме Рождества Богородицы. В этой подземной церкви покоятся мощи преподобных Дивеевских жен, первоначальницы обители и матушки Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены.

Иконы в храме Рождества Христова в Дивеево

После поклонения мощам, желающие могут приложится и к иконам из кельи Батюшки Серафима. Они находятся на левой стене перед выходом, три в ряд в старинных окладах. Образ Спасителя, Матери Божией и Иоанна Крестителя. Доступ в храм открыт с 8.00 до 17.00 ежедневно.

Иконография Преподобного Серафима Саровского

Но раз уж речь у нас зашла об иконах, нам видится необходимым рассказать о существующих ныне иконах Серафима Саровского.

Столетие канонизации преподобного Серафима Саровскогого в России ждали, и готовились к торжествам не только в Дивеево и Сарове. На нижегородской земле и даже в Москве в июне-декабре 2003 года прошло множество мероприятий, конференций и выставок, посвященных истории Дивеевской и Саровской обителей, Духовному подвигу самого батюшки Серафима и историческому наследию, дошедшему до наших дней. Одним из таких событий были выставки в Нижнем Новгороде в музее Н.А. Добролюбова и в Москве в Центральном музее древнерусской культуры им. А. Рублева.

Так что же включает в себя иконография преподобного Серафима Саровского?

Существует несколько типов икон с изображением одного из самых любимых русских святых.

Значение икон Серафима Саровского

  1. Преподобный изображен в рост, облачен в мантию, епитрахиль и поручи, голова открыта, окружена нимбом. В левом верхнем углу иконы изображена Богоматерь на облаках. Внизу видны стены Саровского монастыря. Правая рука святого прижата к груди, в левой – кожаные четки-лествицы. Иногда на полях иконы пишут житийные сцены. Именно такой образ пожертвовал покойный Нижегородский митрополит Николай в открытую в 1989 году Казанскую деревянную церковь в селе Дивеево. Икона эта находится в Троицком соборе в левом пределе. Одна изпочитаемых святыней, так как в ней находится полумантия преподобного Серафима Саровского.
  2. Другой тип икон более редок. На нем Серафим Саровский также изображен в рост, но на голове камилавка с крестом, и правой рукой он благословляет. Два таких образа так же находятся в Дивеевской обители в Троицком и Преображенском соборах.
  3. Третья разновидность икон представляет по поясное изображение святого в мантии, епитрахили и поручах.

Прообразом всех типов икон служили прижизненные портреты Серафима Саровского. Самым лучшим из них является работа художника Серебрякова, выполненная за 5 лет до кончины Батюшки Серафима. Старец изображен в мантии, епитрахили и поручах, правая рука его возложена на сердце. Бледность лица подчеркивает его подвижническую жизнь, а глаза голубые и очень добрые. Волосы на голове и бороде седые и густые, но не очень длинные.

Иконы Серафима Саровского в Дивеево

Но портрет святого писал при его жизни и другой художник – Дмитрий Ефставьев, воспитанник Академии Художеств. На этом портрете Батюшка Серафим одет в мантию и епитрахиль, но поручи скрыты рукавами рясы, в правой руке деревянные четки. Глаза голубые, на открытой голове волосы светло русые, с проседью. Это объясняется тем, что портрет писался, когда иноку Серафиму было примерно 50 лет, и он еще не был так стар. Подлинник этого портрета был утерян во второй половине XIX, но снимок с него сделать успели. И фотография портрета была иллюстрацией в первом жизнеописании преподобного Серафима, вышедшего в 1863 году.

До революции в Дивеевском монастыре находился еще один очень интересный портрет батюшки Серафима. На нем, старец был изображен  в мантии и камилавке, в правой руке посох. Но особенным был взгляд лика святого – он как бы охватывал пророческим взором всю Россию. У этого портрета долгая история путешествий.

В начале XX века В Дивеевский монастырь приехал духовный писатель Сергей Нилус и ему довелось записать рассказ супруги покойного Николая Николаевича Мотовилова – Е. И. Мотовиловой.

«Хочу теперь я показать вам, – сказала Елена Ивановна, – всю свою святыню, которая пока еще у меня хранится. Ведь вы знаете, чем был для моего покойного мужа о. Серафим. Батюшка очень его любил. Долго мой муж упрашивал  о. Серафима позволить снять с него портрет, и только после неоднократных и долговременных настояний Батюшка согласился. Вот этот–то его первый портрет я и хочу показать вам – он необыкновенный: иногда он сурово смотрит, а иногда улыбается, да так приветливо… Вот сами увидите!

В моленной Елены Ивановны, над небольшим столиком, на стене я увидел этот портрет.

– Смотрите, смотрите, улыбается!

– Да еще как улыбается!

Лицо, прямо обращенное ко входящему, улыбалось такою улыбкою, что сердце светлело, глядя на эту улыбку – столько в ней благости, привета, теплоты, неземной, доброты чисто ангельской. И улыбка эта не была улыбкою застывшего портрета: я видел, что лицо все более и более оживлялось, будто расцветало»… («Великое в малом», СПб, 1903 г.)

После смерти Елены Ивановны, с 1910 года портрет Батюшки хранился у игуменьи до самого разгона монастыря в 1927 году. Потом он был перевезен в Киев, а в 1943 году попал в Берлин. Позже следы чудесного портрета обнаружились в Северной Америке, в Ново-Дивеевском женском монастыре.

Помимо икон и знаменитых прижизненных портретов батюшки Серафима, существовало множество картин и житийных образов, писанных как художниками, так и простыми крестьянами. На столько почитали в народе Святого Старца Серафима.

Так крестьянин Ефим Васильев через 11 лет после кончины преподобного написал картину, где батюшка Серафим кормил медведя. В 40–х годах XIX века появилась картина, трогающая до слез. Согбенный батюшка Серафим идет по Саровскому лесу опираясь на посох с котомкой за плечами.

В 1849 году рисовальщик Борель, создал литографию, изображающую кончину старца. Подвижник упал на колени перед иконой Божией Матери «Умиление» со сложенными на груди руками.

икона Серафима Саровского на камне в Дивеево

Знаменита в народе и картина «Моление на камне». Одна из них нарисована священником Леонидом Михайловичем Чичаговым (будущим Владыкой Серафимом), написавшим летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Ныне эта картина находится в одном из московских храмов.

До сих пор история иконографии преподобного Серафима Саровского не закончена. XX век породил новую волну картин и образов, создаваемых художниками и иконописцами во всем мире. Трогательная всенародная любовь к святому преподобному Серафиму Саровскому и его духовный подвиг вдохновляет сердца людей.

Как прикладываться к иконам?

  1. К иконам нужно прикладываться благоговейно. Наложить на себя крестное знамение, поклонится, попросить в мысленной молитве помощи у Господа, Богородицы или святого, к чьей иконе хотите приложится. После чего прикоснуться губами к окладу или раме (стекло целовать нежелательно, на нем остаются следы, но если такое случается, не расстраивайтесь – ничего страшного в этом нет).
  2. После целования иконы снова перекреститесь и поклонитесь.
  3. Если у вас особая просьба, а к иконе стоит очередь – не задерживайте людей. Поклонитесь святому образу в отведенное вам время, а потом встаньте поблизости и молитесь про себя сколько потребуется.
  4. Как правило, хотя и не всегда, перед иконами стоят подсвечники, где вы можете возжечь свою свечу.
  5. Для женщин! Перед целованием иконы убедитесь, что на ваших губах не осталось помады. Если сомневаетесь – лучше помокните губы салфеткой, чтобы не оставлять следов косметики на иконе.

Татьяна Страхова

Комментариев нет